Дания Рамазанова
Играем дома с детьми по лексической теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Назови часть целого».
Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Ребенку предлагаете детям рассмотреть картинку, назвать, что изображено, а потом перечислить все части, из которых состоит данный транспорт. Например Автомобиль (целое) – колеса, стекла,
руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т. д. (части).
Игра «Узнай по описанию»
Публикация «Играем дома с детьми по лексической теме „Транспорт“» размещена в разделах
Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов). Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Взрослый дает ребенку карточку или показывает на экране и предлагает описать, какой транспорт на ней изображен, но не называть его. Остальные угадывают по описанию и называют. Первый из кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.
Игра-соревнование «Сравни и опиши»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, связной речи.
Оборудование: пары предметных картинок по числу детей.
Описание игры: игра проводится в старшей или подготовительной группе. Для того, чтобы дети справились с этим упражнением, сначала их необходимо потренировать в описании транспорта по алгоритму, вопросам или образцу. Взрослый раздает детям пары картинок и предлагает сравнить изображенные на них машины и рассказать об это. Например:
На картинках легковой автомобиль и катер.
Автомобиль
Катер
Дорожный пассажирский транспорт
Водный пассажирский транспорт
Маленький
большой
Автомобиль едет
Катер плывет
Есть колеса
Нет колес
Нет якоря
Есть якорь
Нет палубы
Есть палуба
Восстанови предложение
Цель:упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.
Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.
Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.
Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»
Самолёт, небо, лететь, высоко.
Большой, корабль, волны, плыть.
Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.
Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.
Ехать, тропинка, велосипедист.
Один — много (с мячом)
Цель:активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.
Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч взрослому.
Тише едешь — дальше будешь
Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?
Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»
За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.
Каждому ребёнку даётся своя картинка.
Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т. е. больше всех назвал действий предмета.
Автопарк и депо
Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.
Материал: предметные картинки или игрушки транспортных средств.
Все картинки или игрушки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала)
Число машин в автопарке постепенно увеличивается.
Станция технического обслуживания
Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.
Так же, как и у машины!
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.
Взрослый. - Выбери подходящее слово (картинку) :
У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).
Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).
Корабль плавает, а самолёт … (летает).
У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).
У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).
У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).
У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).
У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).
У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).
Утка — крякает, а пароход … (гудит).
Умозаключения
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.
Взрослый. Закончите правильно предложение:
В автобусе нельзя баловаться, потому что…
В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …
Корабли строят, чтобы …
Самолёт быстрее поезда, потому что…
Колёса круглые, потому что…
Автомобиль не едет под водой, потому что …
На стройке много техники, потому что…
В городе много разного транспорта, чтобы…
Людям нужны специальные машины, чтобы … и т. д.
Речевой тренинг «Опровержения»
Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.
Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.
Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.
https://vscolu.ru/mir_vokrug/igry-i-uprazhneniya-k-teme-transport.html