Любовь Клепикова
Интегрированная игра-занятие для формирования элементарных представлений об экономике «Весёлые приключения в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать первоначальные представления об экономике; развивать речь; активизировать мышление.
Задачи.
Образовательные:
- продолжать приобщать детей к миру экономической действительности;
- расширять представления о многообразии природных ресурсов и способов их использования;
- формировать представления о происхождении продуктов (из чего можно получить необходимые товары).
Развивающие:
- углублять представления о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение);
Публикация «Интегрированная игра-занятие для формирования элементарных представлений об экономике „Весёлые приключения в Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- дать знания о сущности расходов, показать их многообразие;
- познакомить детей с понятиями «основные и неосновные расходы»;
- развивать предприимчивость, умение нестандартно мыслить, действовать в ситуации выбора.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать окружающим;
- формировать умение работать в коллективе, сообща достигать единой цели.
Предварительная работа :
- беседа на тему «Что нас окружает?;
- познавательное занятие «Растения Земли»;
- экскурсия на рынок «Праздник первой покупки»;
- игровая деятельность «Лото на лесной полянке», «Чьи детки с ветки?», «Что из чего сделано?»
- художественно-речевая деятельность: рисование натюрмортов «Дары природы»;
- чтение книги Э. Успенского «Дядя Фёдор», «Пёс и кот».
Ход занятия.
1. Введение в тему.
- Дети, сегодня к нам в детский сад пришла необычная телеграмма. Посмотрите, здесь и адрес написан. (Читаю.)
«Шарик с Матроскиным поссорились. ТЧК Делят вещи ЗПТ скоро печь делить начнут ТЧК
Почтальон Печкин ТЧК»
- Я думаю, вы догадались, откуда эта телеграмма? Конечно же, из Простоквашино. Вместе с телеграммой мы ещё и видеокассету получили. Давайте посмотрим, что же в Простоквашино происходит?
2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Трое из Простоквашино».
3. Разрешение проблемы.
- Дети, как вы думаете, кто прав: Матроскин или Шарик? (Ответы детей.)
- Действительно, и одежда, и обувь должны соответствовать сезону и роду занятий. Как же нам помочь Шарику? (Высказывания детей.)
- Давайте мы сделаем для Шарика «напоминалочку», чтобы он тоже знал и не забывал что и когда носить.
4. Дидактическая игра «Разложи правильно».
(Раздаё тся гудок поезда и слышно объявление: «Электричка на Простоквашино отправляется со второго пути».)
- Дети, давайте поедем в Простоквашино и вручим конверты-«напоминалочки» Шарику и сами всё ему объясним, а самое главное, помирим их с Матроскиным. Хотите? Тогда в путь!
5. Дидактическая игра «Путешествие в Простоквашино».
- А чтобы нам не было скучно в пути, давайте проведём время с пользой, сделаем гимнастику для глаз.
- Вот мы и на месте! И, кажется, мы успели вовремя.
Здравствуйте! Можно к вам войти?
Матроскин: Здрасьте – пожалуста! А вы кто ещё такие?
Дети: Мы, дети из детского сада №5 г. Рассказово. Приехали, чтобы помирить вас и вручить Шарику «напоминалочку» о том, как правильно по сезону одеваться.
Матроскин: Ну, вот ещё! Не буду я с ним мириться! Не смог я ему доказать, что зимой лучше валенки носить, а вам и подавно с этим не справиться.
Вос-ль: Ничего, мы попробуем. Правда, ребята? Шарик, начнём с простого. Ты знаешь, что такое одежда?
Шарик: Нет.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете? (Это несколько предметов, которые покрывают тело человека.)
- Какая бывает одежда? Кирилл, какая одежда в твоём конверте? (Зимняя.) Что для неё характерно? Для чего она нужна?
- Вика, какая одежда в твоём конверте? (Демисезонная.) Что необычного в ней?
- А в твоём конверте, Настя? (Летняя.) Какие отличительные признаки у неё? Для чего она нужна?
- Шарик, это тебе «напоминалочки».
Матроскин: (с люботытством, рассматривая конверты) : Ещё чего не хватало! У нас и денег столько нет, чтобы так много вещей покупать.
Вос-ль: Много и не надо. Нужно покупать только самые необходимые вещи.
Шарик: А как узнать, что они самые необходимые?
Вос-ль: Давайте спросим об этом детей.
6. Развивающая игра «Какие бывают расходы?»
- Дети, какие бывают расходы? (Основные – обязательные – это предметы первой необходимости; и неосновные – необязательные – это предметы роскоши.)
- Разберёмся на конкретных примерах. (Слайдовый показ.)
- Конечно, в зависимости от времени и достатка эти понятия людьми воспринимаются по-разному. Наши бабушки и дедушки обходились без машин-автоматов, без компьютеров и даже без телевизоров. Сейчас всё это стало предметами первой необходимости. Точно также и с продуктами. Но там существует такое понятие, как «потребительская корзина», где уточнены предметы первой необходимости.
Матроскин: Хорошо, это-то мы поняли, но чтобы купить что-нибудь нужное, надо продать что-нибудь ненужное. Давай, Шарик, мы тебя продадим.
Вос-ль: Никого мы продавать не будем, мы лучше с вами поиграем. Но в начале скажите, что, по-вашему, на свете самое сладкое?
Шарик: Пирожное!
Матроскин: Мороженое!
Вос-ль: Вы дали ответы совсем как дети в известном стихотворении.
7. Инсценирование стихотворения:
- Что слаще всего? – я спросила ребят.
И радостно кто-то сказал: «Шоколад».
Другой торопливо сказал: «Лединец,
Конфета, зефир, мармелад наконец».
Но слаще конфет и всего остального –
Сердечное, доброе, славное слово.
- Оказывается, вот что на свете самое сладкое. Это человеческая доброта, ласковое слово, сказанное в нужную минуту. Давайте говорить друг другу комплементы.
8. Словесная игра «Комплементы».
- Ну, вот вы и помирились! А теперь скажите, слышали ли вы пословицу: «По доходам и расходы». Как вы её понимаете? Что такое доходы? Откуда они берутся? Какие профессии востребованы у вас в селе? А какие используются только в городе?
9. Дидактическая игра «Угадай профессию».
- Ну, а если вас по каким-либо причинам не берут на работу (не хватает образования, или просто нет вакансий, т. е. свободных рабочих мест, то можно организовать своё дело и так зарабатывать деньги.
10. Развивающая игра «Природные ресурсы».
- В вашем селе, также как и везде, богатые природные ресурсы, которые вы можете использовать.
Матроскин: А что такое природные ресурсы? (Ответы детей.) Ну вот, например, лес. Чем он нам поможет? (Ответы детей.) Реки? Пашни? Луга? (ответы детей.) Ну, спасибо, дети, я был умный кот, а теперь вдвойне умнее буду, а ты, Шарик, будешь сметану и ягоды на рынке продавать. Глядишь, на новые валенки себе заработаешь.
Шарик: А у меня ещё фотоаппарат есть. Я могу фотографировать и фотографии в разные журналы отправлять, а мне за это гонорар платить будут. Давайте я вас на память сфотографирую, а фотографию вам потом по почте отправлю.
Вос-ль: Подожди, Шарик. Вначале мы должны убедиться, что вы всё хорошо усвоили.
Шарик: Конечно, усвоили! На своём маленьком огороде мы с Матроскиным будем выращивать овощи, продавать их. Так мы будем получать доходы. На часть вырученных денег будем покупать только всё самое необходимое, а остальные деньги будем копить, чтобы купить участок земли по больше и ещё одну корову. Тогда будет ещё больше доходов от реализованных продуктов и можно будет позволить себе купить хорошие шубки, ещё земли и ещё коров, и так мы станем фермерами. (Радуется.)
Матроскин (возбуждённо) : Ничего я не хочу копить! Я на заработанные тобой деньги буду каждый вечер отдыхать в шашлычной.
Шарик (гневно) : А вот это ты зря сказал.
Вос-ль: Стоп, стоп! Так недолго и опять поссориться.
Матроскин (виновато) : Да понял я, понял! Я просто хотел сказать, что экономить деньги очень трудно! Ладно, буду стараться. Тем более, я думаю, что можно не только выгодно продавать, но и выгодно обменивать. Например, у нас уродилось много картофеля, а у соседей в собственном пруду много карпа. Тогда, мы им картофель, а они нам рыбу. Взаимовыгодный обмен?
Вос-ль: Конечно! Это называется товарообмен или бартер. Как замечательно вы стали мыслить. Мы очень рады, что вы всё поняли и помирились.
Матроскин: А мы-то как рады! И вообще, совместный труд для моей пользы объединяет.
Шарик: Для общей пользы, Матроскин. А вот вам подарок с нашего огорода. (Дарит корзинку с морковью.) Ну и фото на память!
(Раздаё тся гудок поезда и слышно объявление: «Внимание! Электричка на Рассказово отправляется со второго пути». Дети прощаются и под весёлую музыку «едут» в детский сад.)
11. Итог занятия.
Вос-ль: Вам понравилось наше весёлое путешествие? Чем? Что доброго мы с вами сделали? (Ответы детей.) А это значит, что в свои «сундучки добрых дел» вы добавили ещё по одному «талантику». Как замечательно, что вы умеете делать добрые дела, спасибо!