Ольга Гончаренко
Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей с ТНР 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - викторина по сказкам А. С. Пушкина
Составители: учитель - логопед Гончаренко О. Н., воспитатель Мишина И. О.
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, учитель – логопед, воспитатели.
Длительность: 25 минут
Цель: обобщение знаний детей о творчестве А. С. Пушкина посредством игры – викторины.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
1. Стимулировать познавательную активность детей через обобщение знаний о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарь: развивать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок, грамотно и аргументированно отвечать на вопросы.
2. Совершенствовать связную речь детей, умение контролировать правильное звукопроизношение.
3. Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, память и мышление.
4. Учить передавать эмоции в движении, находить средства выражения образа в мимике и жестах.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение детей работать в команде.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов по сказкам поэта.
2. Изготовление масок и элементов костюмов для игр – драматизаций, подготовка сказочных атрибутов и декораций.
3. Заучивание наизусть отрывков из сказок с использованием мнемотехнических приёмов и картинного плана.
4. Знакомство с биографией писателя – историями из его жизни и творчеством.
5. Рисование детьми героев сказок.
6. Изготовление игр по мотивам сказок А. С. Пушкина (Игра «Половинки», мозаика по сказкам А. С. Пушкина, игра «Герои и атрибуты в сказках Великого поэта»).
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина, портрет Арины Родионовны.
2. Выставка книг.
3. Игра «Мозаика» (герои сказок А. С, Пушкина, игра "Герои и атрибуты из сказок поэта"
4. Атрибуты для подвижной игры: листочки фольги, внутри которых спрятаны «драгоценные пластиковые камни» (изумруды, рубины, сапфиры).
5. Волшебный кубик.
6. «Загадочная корзинка» с вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок.
Используемые современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход викторины:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна (показ портрета).
- Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сегодня мы с вами проведем викторину по этим сказкам.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодняшнее состязание будет проходить между двумя командами: "Золотая рыбка" и командой "Золотой петушок".
И я предлагаю начать с представления команд…
Дети (хором): Мы команда «Золотая рыбка» - наш девиз:
Мы рыбки золотые –
(изображают рыбок, держа ладошки ковшиком перед собой)
мы весело живём
(руки подняты вверх и качаются из стороны в сторону)
Мы сказки любим - их читаем
(руки сомкнуты перед собой, потом открываются,
имитируя открывание страниц в книге)
И к победе точно приплывём.
(правую руку поднимаем резко вверх)
Дети (хором): Мы команда «Золотой петушок» - наш девиз:
Вот петушок золотой –
(правая рука поднята, пальцы растопырены в стороны, изображая гребешок)
Он весёлый, озорной!
(качаем головой и изображаем крылышки)
Любит петь и танцевать,
(поочередно показываем в сторону правой, затем левой рукой)
Книги хорошие читать.
(руки сомкнуты перед собой, потом открываются,
имитируя открывание страниц в книге)
Ведущий: Также нам необходимо выбрать капитанов команд, это должны быть надежные и знающие игроки – на которых возложена важная миссия представлять интересы своей команды в индивидуальных конкурсах и отстаивать ее право называться победителем викторины (дети выбирают капитанов в своих командах).
Ведущий: За каждый правильный ответ команда получает призовые кристаллы - очки, а в конце викторины мы подсчитаем, полученные вами в ходе игры очки и определим победителей – настоящих знатоков сказок А. С. Пушкина
Итак… начнём…. (команды рассаживаются за свои столы)
Ведущий: А начнем мы игру с разминки для команд, в ходе которой мы все настроимся на игру и поднимем друг другу настроение…
Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок А. С. Пушкина, а ваша задача – назвать подобрать недостающее слово в конце стихотворной строки. Кто знает нужное слово – поднимает руку.
1 Игра - разминка «Подскажи нужное словечко»
Ведущий Дети
Ветер весело шумит
Судно весело… Бежит/течет
Мимо острова Буяна
В царство славного… Салтана/султана
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный… Рожок/смешок
И молва трезвонить стала
Дочка царская… Пропала/напала
Жил старик со своею старухой
У самого синего… Моря/горя
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому… Зверюшку/подушку
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи… Кругом/лугом
Белка песенки поет, да орешки все… Грызёт/несёт
Ведущий: Для того чтобы определить, какое задание будет следующим – необходимо подойти к столу и бросить волшебный кубик, он покажет какое задание у нас будет.
Ведущий: Итак, следующее задание называется 2 «Отгадайте, из какой сказки эти строчки?» Дети расскажут нам отрывок из сказки А. С. Пушкина, а вам нужно узнать эту сказку по нескольким строчкам и правильно назвать её. Вопросы будут задаваться мной по очереди каждой команде… и за правильный ответ даётся 1 кристалл.
Название сказки Дети
Поэма «Руслан и Людмила»
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом. (Паша П.)
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит. (Егор Ф.)
«Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Злата В.)
«Сказка о царе Салтане»
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд. (Ева С.)
«Сказка о золотом петушке»
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Максим Б.)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. (Артем К.)
«Сказка о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Максим В.)
Ведущий: Молодцы, давайте бросим волшебный кубик и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Следующее задание называется 3 «Собери картинку» У вас на столах лежит мозаика – это иллюстрации к сказке А. С. Пушкина, соберите фрагменты и назовите героев, изображенных на иллюстрации, определите из каких они сказок. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 2 кристалла, а команда, которая последней соберет свою иллюстрацию, получит 1 кристалл.
Однако, команды могут заработать дополнительное очко, если смогут показать героя сказки, прослушав отрывок из сказки.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
(Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)
Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте бросим волшебный кубик и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте бросим кубик и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Задание следующее называется 4 «Атрибуты и герои в сказке».
Перед вами перевернутые карточки, каждый по очереди берет карточку, называет картинку, которая на ней изображена, и объясняет значение слова, рассказывает в какой сказке был тот герой или атрибут.
Ведущий : А следующее задание – соревнование 5 «Собери орешки»
…Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд …
(на столе перед командами ведерко с фольгированными фантиками, внутри которых находятся разные пластиковые «драгоценные камни»)
Ведущий: Ребята, ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое. Команда, которая соберёт больше ядрышек – драгоценных камней получит 2 жетона, вторая -1жетон. Однако, команда может заработать дополнительное очко, если исполнит вместе с белочкой зажигательный народный танец по песню «Во саду ли, в огороде….»
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте бросим кубик и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Итак, задание - «Загадочная корзинка». Сейчас несколько человек из каждой команды по очереди достанут из «Загадочной корзинки» волшебный предмет, и не называя его, рассказать о нем или показать.
Предметы:
Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Медведь («Сказка о медведихе»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Собака («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько кристаллов, набрала каждая команда (подсчет кристаллов). Команды набрали равное количество кристаллов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается приз (дети получают в подарок медальки с изображением золотого петушка/золотой рыбки).
Ведущий: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
Тогда, отгадайте загадку:
Что за дерево такое -
Уродилось в Лукоморье
Ходит котик по нему
Сказки говорит ему?
Дети: Дуб
Ведущий: Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите, на нашем дубе из Лукоморья нет ни одного листочка. Давайте его украсим. Но запомните, если вы возьмёте зелёный лист, то это значит, что вам участвовать в викторине понравилось, коричневый – не понравилось. (дети берут листочки и закрепляют их на дереве – оценивают результат)
Ведущий: Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
А мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.