Елена Артемьева
Игра-викторина для детей старшей группы «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Обобщить знания детей о Родине – России.
Задачи: Закрепить знания детей о нашей стране;формировать понятие родины, как место, где человек
родился, и страны, где он жив т; систематизировать знания детей о символике государства; закрепить
знания о флаге, гербе, гимне; расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от
содержания, используя точный, выразительный словарь;воспитывать чувство патриотизма, стремление
Публикация «Игра-викторина для детей старшей группы „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Темочки
подражать героям нашей Родины; воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников,
композиторов
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, родители, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб,
гимн, флаг, стяг, карта, глобус.
Предшествующая работа:
разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; пословиц и поговорок о Родине,
России, Москве; песен, народных игр, пальчиковой гимнастики «Российская семья»
чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны,
края, района, города;
прослушивание музыкальных произведений патриотического характера
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, проектор, презентация на тему "Россия -
Родина моя", дидактическая игра «Собери целое» (изображение герба, аудиозапись «Ты как Солнце –
Россия», «С чего начинается Родина «Я, ты он, она», «Песня о Родине», «День Победы» (муз. Д.
Тухманова, слова В. Харитонова).
Ход ИГРЫ
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дети с воспитателем входят в зал и подходят к
глобусу.
Воспитатель:
Шар большой, на н м страна,
Город в ней, а в н м дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)
(Дети читают стихи)
– Как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать
границы нашей страны?
Педагог предлагает двум-тр м детям обвести границы России по карте.
– Россия – наша Родина. Почему мы зов м е Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)
– Почему мы называем е Родиной? (Потому что мы здесь родились)
Воспитатель: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети.
Родиной зов м е потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы
говорим на родном языке. И вс вокруг родное и дорого нам.
(Дети читают стихи)
Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
– А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет
называться: «Россия – Родина моя!». Теперь вы не просто дети, сегодня вы – знатоки.
Воспитатель: Наша игра будет состоять из 6 этапов. За каждый правильный ответ команда будет получать
фишку, в конце соревнования мы подведем итоги.
Но прежде, чем мы начнем нашу игру, я предлагаю провести разминку.
Разминка (во время ответов детей появляются слайды – ответы).
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия. (карта России)
Воспитатель: Граждане России называются…
Дети: Граждане России - россияне.
Воспитатель: Столица России?
Дети: Столица России – город Москва.
Воспитатель: Кто является президентом нашей Родины.
Дети: Президент России - В. В. Путин.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Чита
Воспитатель: А как называют жителей города Чита?
Дети: Читинцы.
Воспитатель: Молодцы! Итак, я вижу, знатоки готовы к игре.
Этап 1. «Про государственные символы».
Воспитатель: Ребята, а какие государственные символы вы знаете?
Дети: Герб, флаг, гимн.
Задание -Вам необходимо глядя на экран, выбрать правильный ответ, под какой цифрой стоит Российский
флаг? Поднимайте руку, не выкрикивайте с места.
Воспитатель: Как вы догадались, что это флаг России? Какие цвета отличают российский флаг от других
флагов? Все так думают? (Российский флаг состоит из 3-х полос - триколор).
- Что значит белый цвет на флаге? (белый цвет, цвет снега, ромашек, облаков, мира и чистоты).
- Что значит синий цвет? (цвет неба, васильков, рек, озер, свободы и верности).
- Что значит красный цвет? (цвет огня, маков, гвоздик, крови, красный – значит красивый, силы и жизни).
А ещ – белый, красный, и синий это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим с вами
весь белый свет, весна красна, сине море, красна девушка.
Стихотворение про флаг читает ребенок
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
Воспитатель: Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На государственных зданиях, кораблях, самолетах, спортивных соревнованиях.
Воспитатель: Молодцы! Вас ждет еще одно задание про государственные символы. Хотите узнать какое?
Воспитатель: Перед вами конверт с разрезными картинками. Команде знатоков нужно сложить из частей
целое и тогда мы сможем увидеть, что изображено на картинке. (Герб России). (Музыка «С чего
начинается Родина»).
Воспитатель: Что же изображено на картинке, которую вы собрали? (герб России). Как вы догадались,
что это герб России?
Дети: На гербе России мы видим двуглавого орла. Двуглавый орел - символ солнца, небесной силы, огня и
бессмертия. Над орлом – золотая корона. В лапах у орла символ власти – скипетр и держава.
Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть герб? (Герб - это эмблема государства, он изображается на
печатях, паспортах, документах, денежных знаков).
Воспитатель: Какой еще символ государства вы можете назвать? Гимн, правильно. Прослушаем его.
Дети встают на ноги, слушаем гимн РФ.
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны!
Где и когда мы слышим главную песню страны?
Молодцы, ребята, вы справились с вопросом о государственных символах.
Подвижная игра “Соберись у стяга»
Воспитатель: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая.
(Звучит музыка, капитаны групп встают в центр зала, держат в руках стяги своих групп. Дети бегают
врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, капитаны меняются стягами и расходятся в разные
стороны, дети должны подбежать, взяться за руки и встать вокруг капитана, держащего в руках стяг
их группы. Игра повторяется 2-3 раза.)
Второй этап «Пословицы и загадки о Родине»
Воспитатель: Я начинаю говорить пословицу, а вы продолжайте
1. Родина – мать – умей за не постоять
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Родина любимая, что мать родимая.
4. Жить – Родине служить.
5. Родной край – сердцу рай.
6. Нет в мире краше Родины нашей.
А сейчас нашим капитанам предоставляется слово.
“Конкурс капитанов”. (Капитаны выходят вперед)
Воспитатель: задание: вы должны сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей
Родине. (Называют по очереди, кто первый остановиться, тот и проиграл)
Воспитатель:В городах, деревнях и селах нашей стране живут разные народы. Какие народы вы знаете?
(Русские, буряты, татары, чуваши, башкиры, якуты и т. д.). Чем отличаются люди разных
национальностей? (костюмом, языком, традициями). Но все вместе жители нашей страны – одна большая
российская семья.
Пальчиковая гимнастика «Российская семья»
Живут в России разные народы Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд Руки вперед, пальцы соединить.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
Этап 3. «Главные праздники России».
Воспитатель:В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России
1. Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник…
Дети: Новый год.
2Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День…
Дети: Защитника Отечества.
3. В этот светлый день весны
Дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки
Мамам мастерят поделки!
Дети: Восьмое марта.
4. Музыка, флаги, шары и цветы,
Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный…
Дети: День Победы.
Этап 4. «Найди сооружения родного города».
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая
родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая родина? (Малая родина – уголок, где мы родились, то
место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди, малая родина – это
наш город Чита).
Посмотрите внимательно на экран. Сейчас вам будут показаны фотографии различных сооружений -
попробуйте узнать сооружения (здания) города Чита
Молодцы, ребята, хорошо знаете наш город!
Этап 5. Столица России.
Какой из городов является столицей нашей Родины?
Стихотворение о Москве читает ребенок.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Какие достопримечательности столицы нашей Родины вы знаете?
Этап 6.«Музыкальный».
Звучит песня «Я, ты, он, она». Дети поют 1 куплет и выполняют движения под музыку.
Воспитатель: Наша викторина почти закончилась. Подведем итог нашей игры. Подсчитайте общее
количество фишек у своей команды.
Считаем фишки, определяем победителя.
И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!
Пока вы ещ маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать
нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте
посмотрим, друг на друга, улыбн мся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый,
терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”