Наталья Василенко
Игра — ведущий вид деятельности. Теория игры
▼ Скачать + Заказать документы
Теория игры.
План:
1) Историческое происхождение игры;
2) Социальный характер детской игры;
3) Игра в режимном процессе детского сада;
4) Игра – ведущий вид деятельности;
5) Классификации детских игр.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества.
Публикация «Игра — ведущий вид деятельности, Теория игры» размещена в разделах
По мнению Г. В. Плеханова игра предшествовала труду. В этом заключается социальное значение игры : она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детского игра не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.)
Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых. Одним из первых это доказал К. Д. Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».
Как показывают исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образов; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становиться формой собственного творчества ребёнка, а это обусловливает её развивающий эффект.
В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника. Ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. Также ребёнку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой.
Ребёнок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др.
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности : учиться ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
По словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.
Как отмечал Л. С. Выготский, признаком игры является наличие мнимой или воображаемой ситуации. Способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями – важное свойство воображения, развивающееся в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность.
Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребёнку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребёнок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».
Ф. В. Фребель в основу своей классификации детских игр положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорными, развивающие волы отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и т. д.).
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы : имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
Н. К. Крупская разделила игры на те же категории, что и П. Ф. Лесгафт, но назвала их немного иначе: игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
Творческие – игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие игры делятся на категории:
режиссёрские;
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
игры со строительным материалом.
Игры с правилами – игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.
Игры с правилами :
дидактические:
по содержанию
математические
природоведческие
речевые и др.
по дидактическому материалу
игры с предметами и игрушками
настольно-печатные
словесные
подвижные
по степени подвижности
малой подвижности
средней подвижности
большой подвижности
по преобладающим движениям
игры с прыжками
игры с перебежками и др.
по предметам
с мячом
с лентами
с обручами и др.