Евгения Тебенькова
Консультация для педагогов «Игра в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мне бы хотелось остановиться на такой теме выступления как «игра в жизни человека». Многие сейчас подумают «Зачем нам нужна игра?». Так вот…
Испокон веков в жизни людей особым уважением пользовались игры. От поколения к поколению переходили они, созданные талантом народа.
Игра имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра в жизни человека“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себя человеком, когда он играет.
Каждый, кто знаком с азами педагогики, знает, какие большие потенциальные педагогические возможности таит в себе игра.
У римлян слово ludens обозначало одновременно 2 понятия, неразрывно связанных между собой, - школа и игра. Римские педагоги считали, что учёба не пойдет впрок тому, кто не играет.
Вопрос об изучении игры, наиболее полноценном использовании ее в современном обществе приобретает особую актуальность в связи с ростом нервного и психического напряжения, со все более насущной необходимостью в эмоциональной разрядке и особенно возросшими требованиями и вниманием к проблеме формирования гармонически развитой личности.
Оговоримся, что изучение игры несколько осложнено в связи с тем, что игра — понятие довольно широкое и охватывает весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца с погремушкой до хоккея с шайбой. Кроме того, оно служит для выражения представлений о различных действиях и нередко употребляется условно. Например, игра слов, игра воображения.
Философское осмысливание игры было предпринято еще в далеком прошлом. Западные исследователи, такие как Гросс, Спенсер, Бюхер рассматривали игру, как форму реализации избытка энергии, как стремление к деятельности, служащей саморазвитию человека. Они говорили, что
- игра является первичной, она предшествует труду или иной человеческой деятельности;
- игра есть проявление инстинктов в человеческом поведении.
В настоящее время возрос интерес к воспитательным и оздоровительным аспектам игры, как средству борьбы с алкоголизмом, наркоманией, моральной распущенностью.
Известный чешский публицист Юлиус Фучик очень метко подметил, что игры детей — зеркало общества. Игры действительно отражают тот или иной уклад и образ жизни людей. «Если хочешь узнать, какой народ живет в стране — посмотри на игры детей» - гласит народная мудрость.
Первый, кто подошел к оценке игры с материалистических позиций, был Георгий Валентинович Плеханов. Он убедительно доказал значительный вклад в развитие теории и методики игры, рассматривая ее как важное средство воспитания подрастающего поколения. Игры стали предметом внимания общества, так как способствовали развитию двигательной активности малышей, приобретению ими жизненных навыков.
К сожалению, на определенном этапе развития нашего общества многие подвижные игры стали забываться.
Кто сегодня из детей знает, например, такие народные игры, как лапта, бабки, горелки, городки, воспетые Александром Сергеевичем Пушкиным, Александром Ивановичем Куприным, Максимом Горьким, Виктором Петровичем Астафьевым и другими великими художниками слова. Сегодня впору занести эти игры в «Красную книгу».
Не берусь анализировать причины исчезновения игр, но конкретные
социологические исследования свидетельствуют, что нить игры, пусть даже ослабленная, обрывается в младшем школьном возрасте. Здесь не до игры — надо учиться.
А между тем, знаменитый педагог Шалва Амонашвили, учит считать и читать, играя. Профессор хорошо знает, что кратчайший путь к знаниям, к уму пролегает через радость, через игру, которая способствует раскованности, снимает многие противоречия, ставит ребенка перед необходимостью выкладываться до конца.
Игры для девочек, так же как и для мальчиков, являются основной школой жизни и помощником в развитии, хотя сами дети этого не осознают.
Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию детей разного возраста.
Поэтому сегодня педагоги делают игру союзником своего нелегкого труда.
Думаю, что надо не просто играть с детьми, но учить их этому, чтобы они умели красиво, с пользой проводить свободное время, общаться со своими сверстниками, испытывать радость от такого общения, радость движения, чтобы игра стала элементом образа жизни детей.
В жизни взрослых людей игра тоже имеет огромное значение. Она всегда притягивала, завораживала и пленила людей. Но, что важнее всего для взрослого человека, она развлекала, давала возможность забыть об обыденном и надоевшем, окунутся в мир, где все нереально и поэтому просто.