Надежда Фурзикова
Игра в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
«ИГРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
«То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни»
В. Оклендер
Что такое игра?
«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны менять» так писал М. Горький.
Какие они, современные дети, во что играют? Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Эти вопросы интересуют каждое взрослое поколение.
Публикация «Игра в современном мире» размещена в разделах
Сегодняшние дошкольники чуть ли ни с рождения знакомятся с достижениями научно-технического прогресса. Телевизор, компьютер, мобильный телефон для них такие же обычные вещи как стол, диван или ложка. Родители, не задумываясь, используют современные гаджеты для ухода и воспитания малышей. Это очень удобно. Включи мультик, и ребёнок, уставившись в экран, безропотно съедает приготовленную кашу. Ранним утром телевизор блокирует горький крик: «Не хочу в садик». Мобильный телефон помогает высидеть в очереди ко врачу, а компьютерные игры дают возможность ставшим родителям предаться желанному отдыху или общению с друзьями. Все больше и больше детей приобщаются к телевизионному экрану и компьютерному дисплею буквально с младенчества. Родители умиляются, когда малыш, которому от роду несколько месяцев, не мигая, всматривается в изображение на экране. Им невдомек, что в этот момент закладываются будущие интересы их ребенка.
Особенности современного ребенка.
• Снижение когнитивного развития (дети стали хуже усваивать знания).
• Снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность воображения, любознательности).
• Страдает развитие мелкой моторики детей.
• Современные дети испытывают недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний).
• Больше становиться «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (агрессия, замкнутость).
• И наконец, последняя особенность, которая возводится в ранг причины всех вышеперечисленных особенностей, - это снижение игровых навыков.
Печально, но это факт, наши современные мальчики и девочки, те для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А в те, игры в которые играют дети, стали невеселые и агрессивные. Научить играть – значить научить жить. Современные маленькие дети за благополучие своих родителей и блага цивилизации расплачиваются отказом от игры. А между тем сюжетно-ролевые игры и игры по правилам – это источник развития волевых ресурсов и навыков саморегуляции, воображения и креативности и т. д. Именно в условиях игровой культуры дворов дети могут получить подготовку к школьной жизни и взрослой жизни в целом. «Отсутствие игры в детском возрасте (депривация) губительно для всего развития человека, а не только детства» Е. О. Семенова.
Взрослые задайте себе вопрос:
Мой ребенок любит играть. ?
Дома мы с детьми играем в игры?
Эти игры могут научить ребенка?
Воспитательное значение детей в игре во многом зависит от мастерства взрослого: от знания им психологии ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, от знания методики организации и проведения игр – умении войти в созданную ребенком игру, не разрушать ее, помочь в реализации игрового замысла и в поисках средств его исполнения. Игры имеют большое значение, в воспитании положительного отношения к школе. Ведь через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
Обучение правилам организации игры.
Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность, другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты, третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т. д.
Игра с детьми дома : «Не звени тарелками»
Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. Нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шума.
Любую игру заканчиваете ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Виды игры:
• Эмоционально – сенсорные игры.
Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т. д.)
• Интеллектуальные игры.
Они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.
• Креативные игры.
Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности.
• Подвижные игры
Эти игры развивают чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание, физические качества, координацию движений, выносливость, волю и т. д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения.
• Ролевые игры.
Игра развивает творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
• Деловые и организационно – деятельностные игры.
Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование отношений, характерных для данного вида работы.
Психологи выделяют 5 видов игр дошкольников.
1. Неигровое поведение - ребенок занимается только тем, что интересует его. В раннем возрасте интерес не глубокий и не постоянный, поэтому ребенок быстро меняет свое поведение. Например, перебирал кубики, и вдруг -стал бросать мячик.
2. Игра в одиночестве - ребенок наблюдает за игровыми действиями других (может давать советы, но сам не принимает участия в игре. В этом случае ребенок также может играть с игрушками один. Вмешательство в игру может вызвать у него негативную реакцию.
3. Параллельная игра - ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей. Такие игры хороши для установления контактов в детских группах.
4. Связанная игра - между детьми происходит простой обмен игрушками, Нет единой сюжетной линии игры и четких требований. Каждый ребенок играет так, как ему хочется.
5. Совместная игра - детки объединяются в группы для достижения общей цели или получения определенного результата: сюжетно-ролевые, продуктивные, спортивные, дидактические*и др. игры.
Игры 1, 2, 3 характерны для детей с 1 до 3 лет. Игры 4, 5 для детей старше 3-х лет.
Все игры можно условно подразделить на 2 группы:
• настольные игры (головоломки, маршрутные игры, рисуночные игры, словесные игры, пальчиковые игры);
• подвижные игры (спортивные игры, игры способствующие эмоциональному развитию, игры направленные на развитие памяти, внимания, мышления, коммуникативные игры).
Играем правильно.
• Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
• Игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
• Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должны быть естественными и желанными. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
• Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случится и так, что вы вообще их не дождетесь. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.
• Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, т. е. усложняют или упрощают содержание игры.
Хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Будем помнить, что игра для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Помните, самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем игры, затеи.
Литература
1. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников/-Ростов н/ Д: Феникс,2014-156
2. Менджерицкой Д. В. – М. :Просвещение 1979 - 175с. Воспитание детей в игре.
3. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности.
4. Чиркова С. В. – М: ВАКО, 2014 -336 с. – (дошкольники учим развиваем воспитываем)