Шиханова Светлана Валерьевна
Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Р
ебенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление
Публикация «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.
Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.
Отличительной особенностью опыта является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.
Обучающие задачи:
1. научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
2. обучить простым комбинациям, практике шашечной игры;
3. обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Развивающие задачи :
1. развивать стремления детей к самостоятельности;
2. активизировать мыслительную деятельность дошкольников : тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
3. развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Воспитательные задачи:
1. воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
2. воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;
3. выработать у детей умения применять полученные знания на практике.
Дидактические принципы:
развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
доступности, последовательности и системности программного материала
творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы проведения игровых встреч
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
- методическая деятельность с педагогами
- организованная кружковая деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- социальное партнерство
Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки
Теоретическая значимость опыта:
- Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.
- Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.
- Разработаны методические рекомендации
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.