Любовь
Игра в непрерывной образовательной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: игра, непрерывная образовательная деятельность,
младшая группа, дети дошкольного возраста.
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
Публикация «Игра в непрерывной образовательной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются
игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с
правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра — основная форма проявления активности дошкольника,
обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая
творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования, игра определяется как
инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного
развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной,
художественно-эстетической и физической образовательных областях.
Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст,
способности и наклонности определят содержательный контекст игрового
процесса. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса
дошкольника в зависимости от возрастной категории. В дошкольный период (три — восемь лет) более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой
деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса :
Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме
развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое
напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых
практических навыков в увлекательное путешествие.
Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний
мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает
развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной
деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре,
является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения
конфликтов и умению находить компромисс;
Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность
и условную («понарошку», развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой
инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей.
В младшем возрасте ведущей обучающей ситуацией является наглядная
иллюстрация — воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения. Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д. Технология, представляющая собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т. е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках, является социо-игровой технологией для дошкольников. Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры. Эта современная технология является формой игрового образования, но делает акцент на социально-коммуникативную сферу развития ребёнка. Технология опирается на свободомыслие, свободу выбора и действия ребёнка с обязательным учётом предварительной договорённости и соблюдении установленных правил. Это технология развивает навыки обмена мнениями, ведения оживлённой дискуссии, но при этом вносит деловую упорядоченность, организованность в поведение воспитанников. Такой педагогический метод предлагает организацию работы детей в небольших группах (компаниях) в качестве оптимальной для достижения образовательных целей. Важнейшим условием социо-игровой технологии является принцип частой сменяемости состава групп, для того чтобы избежать противопоставления «свои» — «чужие», кроме того, смена обстоятельств общения позволит ребёнку полнее раскрыть свой
характер.
Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-
игровой технологии:
абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций,
которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;
занимать демократическую позицию наравне со всем участниками
совместной деятельности;
держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст
детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или
конфликта; - брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;
помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в
педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку,
придадут уверенность в собственных силах;
уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий
для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;
в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным
детям.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
Непрерывная образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Особое место в процессе игровой деятельности занимает предметно-развивающая среда. С целью создания условий для гармоничного развития в нашей группе рационально расставили мебель с выделением различных зон (уголков, это позволит каждому ребенку найти место удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения удаленности от детей и взрослых, и наоборот. «Семейная» зона направлена на социально-коммуникативное развитие, формирование основ безопасности, самообслуживание и трудовое воспитание детей через проигрывание разных социальных ролей (дочки-матери, повар,
доктор, парикмахер, мастер по ремонту). Познавательная зона направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развития воображения и творческой активности. В этой зоне располагаются дидактические и настольно-печатные игры (цвет, форма, величина, материал, звук и др., а так же природный материал (шишки, листья и др.). Исследовательский уголок, включает иллюстрации (фото снежинок в увеличенном виде, альбом проведенных опытов, энциклопедии и др.). Театрализованная зона направлена на развитие связной речи, обогащение активного словаря, диалогической и монологической речи. Здесь размещена художественная литература, настольный театр и костюмы для обыгрывания. Художественная зона направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Здесь расположены раскраски по тематике недели, листы разных размеров, цветная бумага, карандаши, краски и пластилин.
Зона конструирования направлена на знакомство с различными видами
конструкторов, приобщение и развитие интереса к конструированию. Здесь расположены разные виды конструкторов напольный и настольный, состоящий из различных деталей, материалов, размеров, а так же схемы к постройкам (дом, гараж, стол, кровать и др.)
Музыкальный уголок направлен на приобщение к музыкальному
искусству и развитие музыкальных способностей. Здесь расположены
музыкальные инструменты дудочка, погремушки, ложки, треугольник.
Физкультурный уголок для развития двигательной активности. Он
включат в себя мячи среднего размера (кегли, обручи для игр.
В непрерывной образовательной деятельности подбор игр для занятий
зависит от программного содержания, а именно образовательных задач и
комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях, ведь образовательный процесс в ДОУ ведется непрерывно в течение всего дня, а не только в периоды непосредственно-образовательной деятельности.
Организация игры в непрерывной образовательной деятельности так же
учитывает тематический план, который в нашем учреждении рассчитан как
одна тема на две недели. Дидактические, настольно-печатные, атрибуты
добавляются в соответствии с тематикой недели, так же подбираются
иллюстрации, книги, раскраски, для лучшего усвоения и закрепления
материала по теме не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в свободной игре, и при смене вида деятельности. В таблице представлены игры в соответствии с тематическим планом для младшей группы в непрерывно образовательной деятельности, посредством изменения развивающей предметно-пространственной среды (Таблица).
В игре ребенок познает, расширяет и закрепляет знания, умения и
навыки. Предметно-пространственная среда помогает включать разнообразие в игры детей, посредством добавления, перемещения игрового материала.
Игра - как ведущая деятельность не может проводиться изолированно,
она тесным образом связана с другими видами деятельности, поэтому
целенаправленное обучение детей игре обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками, доставляя ребенку радость и удовольствие самим процессом.
Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»./Под ред.
М. А. Васильевой. М. : Просвещение, 1986.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования Москва /01.01.2014г.
Интернет-ресурсы:
1. https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-
v-usloviyah-fgos.html
2. https://25-sad.ru/wp-content/uploads/2016/09/Организация-НОД-в-
соответствии-с-ФГОС-ДО. pdf