Татьяна Гукк
Конспект игры-путешествия по русской народной сказке «Привередница» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путешествие по русской народной сказке «Привередница».
Задачи
1. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.
2. Расширять и закреплять представления о русской народной сказке.
3. Пополнять словарный запас за счет устойчивых речевых оборотов, традиционных для сказок.
4. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
5. Развивать умение давать характеристику сказочным персонажам, побуждать к сопереживанию.
Публикация «Конспект игры-путешествия по русской народной сказке „Привередница“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Ход ситуации
Воспитатель (показывает детям конверт). Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Адресовано оно вам, детям нашей группы. Давайте откроем его и прочитаем. «Ребята, здравствуйте! Я – девочка Малашечка. Злая Баба Яга похитила моего братца Ивашечку и заперла в своей избушке. Дорожки сказочные все запутала, а помощников моих – речку, печку и яблоньку – спрятала так, что одной мне их не найти. Помогите, дети, мне братца спасти да злую Бабу Ягу победить».
Какое необычное письмо к нам пришло! Вспомните, героиня какой сказки попала в беду?
Дети. Девочка из сказки «Привередница», мы ее вчера читали.
Воспитатель. Молодцы, правильно! Ну что, ребята, поможем девочке Малашечки в ее беде?
Дети. Да, поможем!
Воспитатель. Только как нам этот лес сказочный найти? Может в конверте подсказка есть? В конверте есть карта! Давайте рассмотрим ее и решим, что нам делать.
Воспитатель. Прежде чем отправится в путь по сказке, давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сказку будем начинать.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель. Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Чтобы нам не сбиться с пути, давайте вспомним, кто первым повстречался девочке, когда она побежала в лес искать братца.
Дети. Печка.
Воспитатель. Правильно, печка. Давайте посмотрим на карту. По какой дорожке нам нужно идти?
Дети. По зеленой.
Воспитатель. Ребята, посмотрите: здесь висит замок, а в него вместо ключа вставлена записка. Давайте прочитаем ее. «Волшебство снимет тот, кто правильно скажет, чем печь накормила девочку и ее братца в сказке «Привередница».
Дети. Хлебом.
Воспитатель. Молодцы! Ржаным хлебом. Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке. (Читает отрывок) - Пока поешь моего ржаного хлебца! – Говорит печка.
С радостью схватила его Малашечка, и ну есть да братца кормить!
— Такого-то хлебца я отроду не видала — словно пряник-коврижка! А печка, смеючись, говорит:
— Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладка! Ну, полезай теперь в устье — сказала печь, — да заслонись заслоном.
Вот Малашечка скоренько села в печь, затворилась заслоном, сидит и слушает, как гуси все ближе подлетают…»
Посмотрите, дети, замок на печке открылся, значит, мы с вами правильно ответили на вопрос. Чтобы братца найти, нам пора дальше идти. А по какой дорожке идти, подскажет карта. Давайте посмотрим!
Дети. Нам нужно идти по красной дорожке.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Потому что после печки девочке на пути встретилась яблонька.
Воспитатель. Молодцы, правильно! Давайте вперед по дорожке пойдем и яблоньку с вам найдем.
Воспитатель. Посмотрите, дети вот мы к яблоньке пришли. Только что – то с ней не так …Что же?
Дети. На ней висит только одно яблоко, а остальные лежат внизу, на земле.
Воспитатель. Да, верно. Не нравится мне это!
Воспитатель снимает яблоко с дерева и на его обороте читает «Дальше в путь отправится тот, кто все яблоки соберет».
Воспитатель. Ну что, дети, будем яблоки в корзину собирать?
Дети. Да!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Яблоки вы собрали, а теперь скажите, почему девочка – привередница отказалась яблок отведать, когда братца искала.
Дети. Она была очень капризной. Ей не хотелось кислые яблоки есть.
Воспитатель. Правильно! Она была капризной и избалованной девочкой, у неё дома все было, что ни пожелает, поэтому и отказалась она есть дикие кислые яблоки. Давайте вспомним, как об этом говорится в русской народной сказке. (Читает.)
… Бежала, бежала, устала, — села под дикую яблоню и спрашивает кудрявую:
— Не видала ли, куда братец Ивашечка делся?
А яблоня в ответ:
— Девочка-привередница, поешь моего дикого, кислого яблочка — может статься, тогда и скажу!
— Вот, стану я кислицу есть! У моих батюшки да матушки садовых много — и то ем по выбору!
Покачала на нее яблоня кудрявой вершиной да и говорит: — Давали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены неладно!»
Ну что ж, дети, яблоки мы собрали, да и правильно ответ в сказке нашли – путь нам открыт. Куда же нам дальше идти?
Дети. К речке.
Воспитатель. А по какой дорожке к речке пойдем?
Дети. По голубой.
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто это нас встречает у реки?
Дети. Ёж!
Воспитатель. Как вы думаете, почему именно ежик нас здесь поджидал?
Дети. Потому что помог девочке найти брата.
Воспитатель. Молодцы, что вы помните об этом. Именно ежик рассказал девочке о том, сто видел «стаю серых гусей, которые несли над лесом маленького ребенка в красной рубашонке», что «в этом дремучем лесу живет Баба Яга в своей избушке на курьих ножках, а в послугу наняла она себе серых гусей, и что она им прикажет, то гуси и делают». О чем попросила Малашечка ежа?
Дети. Чтобы ежик показала, где избушка Бабы Яги.
Воспитатель. А что было дальше?
Дети. Ежик привел девочку к избушке Бабы Яги, где был мальчик. Он сидел на лавке, играл с цветами, пока Баба Яга спала.
Воспитатель. Мне кажется, что мы совсем близко подошли к этой избушке (смотрит на карту). Так и есть, она находится вон на той полянке.
Воспитатель и дети идут к небольшому коврику – «полянке», где сидит кукла – мальчик. Перед куклой разбросаны кубики, тут же лежит свиток, перевязанной лентой.
Воспитатель. Посмотрите, дети, для нас есть подсказка. Давайте прочитаем это письмо. «Вы - смелые дети, смогли выполнить все мои задания, но мальчика я вам просто так не отдам. Попробуйте собрать эти кубики и правильно назвать сказки, которые здесь заколдованы. Сделайте, тогда и заберете Ивашечку! Баба Яга!».
Ну что, попробуйте выполнить это трудное задание, или будем возвращаться без Ивашечки?
Дети. Попробуем!
Дети располагаются на коврике небольшими группами и собирают кубики про рус. нар. сказки. Когда все кубики будут собраны и сказки названы, педагог берет в руки куклу – мальчика и обращается к детям.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы по сказке прошли, братца Ивашечку спасли. А как эта русская народная сказка называется?
Дети. «Привередница».
Воспитатель. Правильно. На какую русскую народную сказку похожа сказка «Привередница»?
Дети. На сказку «Гуси - лебеди».
Воспитатель. Молодцы! Скажите, чему нас учат эти сказки?
Дети. Быть смелыми, помогать в беде другому человеку, а еще помогать птицам, животным.
Воспитатель. Спасибо за ваши ответы. Понравилось вам наше путешествие по сказке?
Дети. Да, понравилось!
Воспитатель. Наше путешествие заканчивается. Давайте посадим братца Ивашечку рядом с его сестрой Малашечкой под яблоней и попрощаемся с ними.
Затем предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Закрыв глаза, ребята произносят «Волшебные слова»:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сказку будем завершать.
Далеко не уходи,
Снова в гости приходи!