Евгения Захарова
Сценарий игры «Путешествие по Поволжью» в рамках недели «День народного единства» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое мероприятие
Игра- путешествие по Поволжью.
Тема недели : День народного единства.
для детей подготовительной к школе группе
Подготовила : Захарова Е. В.
Музыкальный руководитель
детский сад №79 «Гусельки»
Самарская обл, г. о. Тольятти
Путешествие по Поволжью
Публикация «Сценарий игры „Путешествие по Поволжью“ в рамках недели „День народного единства“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Сценарии праздника 4 ноября
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Познакомить ребят с богатством и своеобразием культур народов Поволжья.
Сформировать позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Задачи:
Художественно- эстетическое развитие: Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через знакомство с прекрасными образцами мировой классической музыки, обращая внимание на взаимосвязь музыкальных, художественных, поэтических и театральных образов.
Знакомить детей с загадками татарского народа. Закреплять знания детей об орнаментах народов Поволжья. Развивать логическое мышление.
Познавательное развитие: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Содействовать творческим проявлениям в разных видах продуктивной деятельности – совместной деятельности, умение работать в малых группах.
Воспитывать у детей коллективные взаимоотношения и коммуникативные способности в игровых ситуациях.
Речевое развитие: Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению
словарного запаса.
Физическое развитие: Способствовать созданию благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, органы дыхания. Побуждать детей к активному участию в музыкальных подвижных играх. Стимулировать речевую и двигательную активность детей. и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Формы организации деятельности: групповая.
Материал и оборудование:
музыкальный центр, компьютер, фортепиано, мультимедийная установка (интерактивная доска) : Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент», 4 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А).
Методы и приемы:
Словесный - словесная игра «Мир без друга», загадывание загадок, задания в конверте.
Практический - сбор пазлов «Собери орнамент», задание «Определи мордовский костюм», «Найди мордовский головной убор», «Где мордовский флаг?»
Игровой - подвижные игры : «Тирмэ», «Кукушка».
Музыкальный материал.
«Мы шагаем, мы шагаем» (логоритмическая разминка).
«Здравствуйте, здравствуйте!» Разминка
«Морскую песенку» слова: М. Слободский, муз Н. Богословский.
«Тирмэ» Башкирская игра (юрта)
«У реки волна речная». Муз- ритм упражние.
«Кукушка» Марийская игра
«Моя Россия» муз Г. Струве, сл Н. Соловьевой.
Оснащение: Материал и Оборудование
Презентация «Путешествие по Поволжью», пазлы «Собери орнамент», 4 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А).
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
«Мы шагаем, мы шагаем» (логоритмическая разминка).
«Здравствуйте, здравствуйте!» Разминка
Музыкально- ритмические упражнения «У реки волна речная».
Игровая
Башкирская игра «Тирмэ»(юрта).
Марийская игра «Кукушка»
Игра «Собери орнамент
Коммуникативная
Словесная игра «Мир без друга», загадывание загадок, задания в конверте. Игра «Собери орнамент»
Музыкальная
«Мы шагаем, мы шагаем» (логоритмическая разминка).
«Здравствуйте, здравствуйте!» Разминка
Музыкально- ритмические упражнения «У реки волна речная».
«Морскую песенку» слова: М. Слободский, муз Н. Богословский.
«Моя Россия» муз Г. Струве, сл Н. Соловьевой.
«Тирмэ» Башкирская игра (юрта)
«Кукушка» Марийская игра
Гимн Мордовского народа.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
Загадки. Пословицы. Беседа и просмотр слайдов о народах Поволжья и их достопримечательностей. Заключительная беседа, итог занятия.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Ход мероприятия:
Муз. руководитель:
- В зал вошли вы дружно,
Поздороваться вам нужно.
(Обращает внимание на гелевый шарик к которому привязана карта)
Муз. руководитель:Ребята, посмотрите к нам каким то попутным ветром в окно залетел шарик, а на нём что то прикреплено (разворачивает свёрток) Да это карта, давайте все вместе рассмотрим её.(на карте прикреплены флаги с буквами.) Ребята, это карта Поволжского края. Хотите отправиться в путешествие по Поволжью?
Воспитатель: Скажите, а на какой самой величественной реке мы с вами живем?
Воспитатель: Правильно. Поэтому нас и называют как?
Дети входят в зал под музыку, маршируют, проговаривая слова:
Мы шагаем, мы шагаем,
Ножки дружно поднимаем.
А потом, а потом
Дружно встанем мы рядком.
Дети: - Здравствуйте, здравствуйте – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте, здравствуйте – топ, топ, топ.
Дети рассматривают карту
Дети: Да.
Дети: На реке Волге.
Дети: Волжане.
\\Создать благоприятное эмоциональное состояния у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности. \\
\\Сформирован интерес к предстоящей деятельности. \\
\\Закрепляем знания и расширяем кругозор\\
Муз. руководитель: Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания, которые приготовили нам жители Поволжья. За правильно выполненное задание нам будут давать флаг народа, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получиться, мы потом с вами узнаем. Вы готовы отправиться в путь?
Воспитатель: Тогда садитесь на корабль, и мы с вами поплывем. На экране появляется 1 слайд. (Воспитатель обращает внимание детей на слайд и говорит о том, что на экране они будут видеть путь перемещения)Ну а с весёлой песней, плыть намного интересней!
Воспитатель:
И первая наша остановка Башкирия.
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем ни сравнимые
И люди гостеприимные.
Дети: Да.
Дети исполняют «Морскую песенку» слова:М. Слободский, муз Н. Богословский.
\\ Дети владеют определённым запасом навыков и умений (свободное, выразительное пение в соответствии с музыкальным образом) исполнительской культурой. \\
(Расширить кругозор, и общее представление о Башкирии)
Воспитатель: Вот и конверт. (Слайд 2) Задание такое. Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру поиграйте. А игра называется «Тирмэ» переводится- Юрта- Переносное жилище, кибитка у некоторых кочевых народов.
Башкирская игра «Тирмэ» (юрта)
В игре 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
(На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта).
Сформировано умение двигаться в соответствии с характером музыки, импровизировать передавая эмоционально- образное содержание.
Воспитатель: Хорошо. И первая наша буква Д. Поплыли дальше (Звучит гудок парохода и весёлая музыка)
Физкультурная минутка «У реки волна речная»
Перевод с татарского и обработка Максима Надточея.
Выполняют муз- ритм упражн для снятия эмоционального и физического напряжения.
У реки волна речная.
У ручья волна – ручная.
У лесной тропинки
Мы к ручью присядем
Ручки мы намочим,
А потом погладим.
Автор: С. Махотин
Выплывает следующий (слайд 3).Приплыли мы с вами в Татарстан. Какой народ здесь живет?
Дети: Татары.
Воспитатель: Правильно.
Конверт с заданием.
Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем. Ребята, вы любите загадки? А татарские загадки отгадаете? Что ж, давайте попробуем, а так как у нас самое красивое время года-Какое, кто скажет? Правильно-Осень, а осень у нас славится своим урожаем. Поэтому и загадки будут связаны с урожаем!
Полон дом внутри гостей,
Но без окон, без дверей.
(Огурец.)
Из одного зерна –
Тысяча зёрен, вот-те на!
Хвостом – в земле,
Головой – на плетне.
(Тыква.)
Как белый горшок, сидит,
Сотней платьев шелестит.
(Капуста.)
Сам красный, сахарный,
Халат зелёный, бархатный.
(Арбуз.)
Дерево расцветает,
А яблоки под землёй скрывает.
(Картофель.)
Тело есть, но без души,
В шапке – но без головы.
(Гриб.)
Дети отвечают.
Дети: Осень!
Дети отгадывают загадки (Интерактивная доска- Альбом «Загадки, пословицы, поговорки») Методическая разработка «Времена года» ОСЕНЬ)
Переключение на другой вид деятельности.
Воспитатель: Молодцы. И мы получаем второй флаг с буквой. Р.
Все загадки отгадали.
Сели дружно в пароход
И отправились вперед
Покорять чужие дали.
(Звучит гудок парохода и весёлая музыка) Слайд 4.
Музыкальный руководитель: И приплыли мы с вами в Мари - Эл. Что нас ждет за задание?
Предлагаем не скучать и в Марийскую игру поиграть.
Марийская игра «Кукушка»
Дети стоят в кругу, кукушка в середине.
Дети идут по кругу и поют. Дети: Эй, кукушечка,лесная
Мы тебя совсем не знаем.
Ты о чем ку-ку - кукуешь
На суку в лесу тоскуешь?
Кукушка: Я одна ку-ку на свете
У меня пропали дети
Куковать мне одиноко
На суку сосны высокой.
Поют все дети то, сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время
ведущий вкладывает незаметно кому- нибудь в руки платочек.
Дети: Эй, кукушечка, лесная
Поиграй в платочек с нами.
Ты отыщешь наш платочек
Мы твоих сынков и дочек.
Дети передают за спиной платочек,а кукушка старается угадать у кого платочек.
\\ Сформировано умение ритмично двигаться под музыку, согласуя движения с текстом и характером муз. произвед. Свободно ориентироваться в пространстве.
Дети садятся в пароход и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и третий флаг и буква У. Наше путешествие продолжается. (Слайд 5) Город новый, город старый
Славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах
Тараторят воробьи:
Ики, вики, чики, брики,
чив, чив, чив, чиви.
К какому народу мы с вами приплыли в гости?
Дети: к чувашскому.
Воспитатель: Правильно. Ребята, пока я доставала задания, они порвались. Помогите мне собрать их.
Игра «Собери орнамент»
Воспитатель: Спасибо, что помогли. Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского). А вы? (Русского). А у вас? (Чувашского) Следующий флаг с буквой Ж.
(Дети делятся на группы выполняют задание- Собрать орнамент данного народа.)
\\Развито умение работать в малых группах,объяснять,аргументировать свои рассуждения\\
Воспитатель: А нам пора отправляться в путь. Слышите? Гимн какого народа звучит?
Дети слушают музыкальное произведения, делятся своими впечатлениями об услышанном.
Ответы: Мордовского.
Правильно. Мы приехали с вами в столицу Мордовии -Саранск. Посмотрите на экран. Нам приготовили задания.
Дети выполняют задания, глядя на экран.
(Найти флаг Мордовии, головной убор и костюм народа Мордовии).
Воспитатель: Молодцы. И следующая наша буква какая? (Б) И конечная наша остановка Самарская область. Приплыли мы домой. А что для вас дом? Когда вам говорят Россия, что вы представляете? Я предлагаю спеть вам песню о России.
Дети исполняют песню «Моя Россия» муз Г. Струве, сл Н. Соловьевой.
Воспитатель: И последняя наша буква «А». Что же у нас получилось? Составьте слово.
Дети складывают буквы и получается слово «Дружба».
Музыкальный руководитель: Скажите, а почему получилось слово ДРУЖБА?
Дети: Потому что все народы должны жить в дружбе и дружить друг с другом.
Словесная игра «Мир без друга»
Воспитатель:Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что.
Мир без друга был бы безрадостным, потому что.
Мир без друга был бы мрачным, потому что…
Рефлексия
Воспитатель: Ребята как называется место, где мы живем?
Ответы детей :
(Поволжье) Люди каких национальностей проживают в Поволжье? У представителей каких национальностей мы побывали с вами в гостях?
Сколько нас нерусских у России
И татарских, и иных кровей
Имена носящих не простые
Не простых Российских сыновей.
Пусть все мы
По-разному песни поем
Но все мы мечтаем лишь об одном
Хором: Пусть будет мир в нашем доме родном!
\\ У детей развита музыкальная память,умение передавать свои впечатления о услышанном. \\
\\Сформированно эсетическое восприятие песни, умение эмоционально передавать характер песни, смену ярких интонаций, используя отдельные средства выразительности\\
\\Сформированно умение анализировать, отвечать на вопросы полным предложением.