Ирина Юрьевна Глушенко
Игра-путешествие по образовательной области «Познание» с детьми 8–11 лет «Родная провинция»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Родная провинция»
Цель: Систематизировать знания детей об Астраханском крае.
Задачи: Обобщение знаний о родном крае, развитие познавательной деятельности об исторических событиях, воспитание гордости и восхищения за свою малую родину – Астраханский край.
Оборудование:
Колесо с названием секторов, конверты с вопросами; проигрыватель, запись песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса.
Ход игры:
I. Вступительная беседа (фонограмма песни «С чего начинается Родина).
Родина… Россия… Астрахань…
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Край, где мы родились, где живем, это наш дом. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до грани всего государства.
Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, пролетающие над домом, это большие города и деревеньки, это люди – ты и я, с нашими радостями и заботами.
- А что вы вкладываете в понятие «Моя малая родина»?
(ответы детей)
Древен город Астрахань, но ещё древнее его название: Аштрохан, Гитархан, Харжитархан и др. Что же послужило основой названия города?
(Рассказы детей версий названия города)
История Астрахани очень богатая и интересная. С первых лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда приезжали купцы, путешественники, цари, ученые.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по истории нашего края. Перед вами колесо с названием секторов, каждому сектору соответствует задание по истории нашего края. Играть будут две команды.
Чтобы победить, надо проявить знания, смекалку, работать дружно, активно. Удачи!
Задания «Колеса истории»
Команды по очереди крутят стрелку, выбирая сектор. За правильный ответ команда получает баллы (1-5). Жюри оценивает ответы.
I сектор
«Кто он?»
(Выдающиеся люди, чья жизнь связана с городом. Цель – определить эти имена, опираясь на текст характеристики.
а) Он родился в Астрахани в купеческой семье. Окончил реальное училище, затем Московское императорское училище, получил диплом инженера-механика. Собрал огромную коллекцию картин, рисунков. В 1918 году подарил её родному городу, стал основателен картинной галереи в Астрахани.
б) Русский живописец, родился в Астрахани, мастер портрета. Его кисти принадлежат картины «Ярмарка», «Купчиха», портрет Ф. И. Шаляпина.
II сектор
«Люди и поступки»
(Определить имена исторических личностей по их делам)
I. Мини-оценка: «Петр – I» (два ученика исполняют роли писца и Петра I)
- Пиши, - говорит Петр.
1. Завесть в Астрахани аптекарский огород, также сделать ранжерею и держать вывозные из Персии деревья и травы, которые потребны в аптеку.
2. Завесть в Астрахани селитренные заводы, ибо для военных целей России, селитра нужна высшего качества.
3. Мостить улицы, а камни везти попутно отовсюду, кто сколько может.
- Пиши сие: Создать базу флотилии, готовую защищать берега Волги и Каспия.
Петр I берет свиток, читает, ставит красный крест.
II. «А. В. Суворов»
(Говорит солдатам)
«Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем бог послал!»
«Обывателя не обижай: он нас кормит и поит. Солдат не разбойник…»
(Выдающийся полководец в Астрахани был по приказу Екатерины II для подготовки военной экспедиции за Каспий).
III сектор.
Лото (соединить указанные события и даты).
1556 г. Присоединение Астраханского ханства к Московскому государству.
1670 г. Восстание под предводительством с. Разино.
1722 г. 19 июня Петр I прибыл в Астрахани с целью подготовки к Персидскому походу.
1774 г. Поход Е. Пугачева в Нижнее Поволжье.
IV сектор
«Черный ящик»
а) Чиста, как лед. Добывалась еще в древнейшие времена вручную, с помощью лопаты и кирки, вывозили на верблюдах. Сейчас её добывают специальными комбайнами.
(Соль)
б) Лекарственное растение. С незапамятных времен использовали в Китайско-тибетской медицине. Его орешки могут прорасти даже через две тысячи лет.
(Лотос)
V сектор
«Первые»
а) 1. Когда появилось первое упоминание об Астрахани?
XII век
XIII век
XIV век
2. Кто был первым Астраханским воеводой?
И. С. Черемисинов
А. П. Волынский
П. Н. Шереметев
б) 1. «Кто первым предложил солить астраханскую селедку по способу засолки голландской сельди?
Купец П. С. Сапожников
Академик К. Бэр
Губернатор В. Н. Татищев
2. Какой был построен первый мост в Астрахани?
«Живой» через Кутум
Троицкий
Татарский
VI сектор
«Астраханский Кремль»
1. В 1558 году первый астраханский воевода И. Черемисинов выбрал для строительства русской Астрахани бугор, расположенный на левом берегу Волги. Как называется этот бугор?
2. Сколько башен имеет Астраханский Кремль? Назовите их.
3. Самое древнее сооружение в ансамбле Кремля? (1568г.)
4. Почему Водяные ворота называли воротами жизни?
VII сектор
«Угадай-ка»
1. Много названий у этой горы: священная, поющая и др. По своим очертаниям она напоминает спящего льва. Она меняет свой цвет в разное время года и в разную погоду.
Как называется эта гора?
(Богдо)
2. На языке древних племен это слово означает «святая», «священная». В народе её именуют, матерью русских рек, любовно величают матушкой. Это самая большая река в Европе.
(Волга)
3. Одно из удивительнейших озер; в переводе с казахского означает «Собачья голова». Много легенд связано с названием этого озера. Еще его называют «озером слез» «всероссийской солонкой». Как называется это озеро:
(Баскунчак)
4. Недалеко от Астрахани есть озеро. Оно содержит целебные грязи, в которых растворены лечебные вещества и газы. Недалеко находится санаторий с таким же названием.
(Тинаки)
5. Какую с/х культуру называли «Сарацинским пшеном»
(рис)
6. Море с «сорока именами»
(Каспийское – Пелянское, Хазарское, Хвалынское, Астраханское и т. д.)
VIII сектор
«Поэтический»
Выразительное чтение стихотворений об Астрахани.
Жюри подводит итоги:
Команде победителей вручаются медальки «Знатоку истории родного края»
Заключительное слово: Любите свой край. Делайте всё возможное, чтобы восстановить и сохранить его историю и культуру. Нельзя быть настоящим гражданином, не любя свой край, свою Родину, как нельзя создавать будущего, не зная великого прошлого, нашей истории.