Клишевич Яна
Игра на детских музыкальных инструментах как средство воспитания интереса к музыке
▼ Скачать + Заказать документы
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. "
Сухомлинский В. А.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Игра на детских музыкальных инструментах как средство воспитания интереса к музыке» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Наиболее актуальной проблемой, стоящей перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Наблюдается упрощение и деградация музыкального искусства. Дети принимают за музыку произведения новомодных исполнителей, которые ограничиваются несложными мелодиями, банальными ритмами и поверхностными текстами. Такая музыка не имеет художественной ценности и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Чтобы этого избежать, необходимо осуществлять первоначальное музыкальное воспитание с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских музыкальных инструментах.
Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является воспитание у детей интереса к музыке.
Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Развитие их, способствует развитию личности ребенка.
Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов. Это и индивидуальное музицирование, и коллективное исполнение.
Замечательным рецептом творческого сотрудничества с детьми является озвучивание стихотворений, сказок, рассказов.
Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными.
Применение в совместной творческой работе шумовых и ударных инструментов не вызовет сложностей ни у детей, ни у взрослых. Для озвучивания можно использовать не только музыкальные инструменты, но и любые предметы, которые издают звук. Также можно использовать звучащие жесты. Неожиданные решения для озвучивания часто предлагают дети.
Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.
Огромные возможности для озвучивания музыкальными инструментами или звучащими предметами предоставляют русские народные сказки с их яркими образами.
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой незатейливой, давно известной ребенку сказки открывает увлекательный мир музыкального творчества.
Для озвучивания с детьми могут послужить сюжеты сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и другие.
Сказки и стихи можно не просто рассказывать, а исполнить различными способами: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного, теневого, театра, а также непосредственно по ролям.
Для озвучивания лучше подобрать небольшую по времени сказку.
Самая простая сказка, например, "Курочка Ряба", преображается и вызывает интерес любой аудитории.
Сначала педагог предлагает детям варианты для озвучивания, затем дети сами могут подбирать звуковые средства выразительности в зависимости от смысла текста стихотворения, сказки или рассказа. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр звука, находить ритм, темп и динамику исполнения. Прикоснувшись к творчеству, ребёнок способен воспринимать мир на языке художественных образов.
Озвучивание стихотворений, сказок, рассказов является естественным и простым путём в музыкальную импровизацию, развивает фантазию и воображение, инициативу и творческие проявления.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Главное, необходимо помнить, что лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.