Альбина Овчинникова
Игра-лото «Сортировка»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, направленную на формирование экологических представлений в вопросе разделения мусора у детей.
Актуальность.
Мусор в настоящее время стал проблемой государственного масштаба не только в нашей стране, но и всего мира в целом.
Публикация «Игра-лото „Сортировка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лото. Настольная игра своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Первый мусор появился, когда эволюция сделала значительный шаг вперед и обезьяна превратилась в человека разумного. В средневековье издавались специальные законы, запрещавшие людям выбрасывать мусор и выливать нечистоты на улицу. Но даже в малоразвитых странах, где эти законы отсутствовали, проблема загрязнения экологии не стояла так остро. Отходы преимущественно имели органическое происхождение. Они быстро разлагались, не приводя к загрязнению окружающей среды.
Глобальное накопление отходов связывают с 19 столетием. В это время на островах Великобритании произошла промышленная революция. Появились первые фабрики, на которых труд машин использовался наравне с человеческим. Двести лет спустя маленькие примитивные мануфактуры выросли до размеров больших предприятий, где не используют ручной труд.
Проблема отходов появилась вместе со скачком в развитии техники, строительством фабрик. Следующий пик мусорной катастрофы приходится на 20 век вместе с изобретением пластмассы. Ее начали использовать для производства практически всех вещей. Она не разлагается столетиями. Поэтому проблема встала очень остро.
Смешиваясь и подвергаясь действию солнечных лучей, отбросы выделяют ядовитые вещества, загрязняя атмосферу, грунт и воду. Не редки и случаи самовозгорания такого «мусорного пирога», отчего ущерб окружающей среде возрастает в десятки раз.
Однако главной проблемой является скорее не наличие отходов, а неумение правительства грамотно ими распорядиться.
Данные «Ростехнологии» таковы, что более 40% содержимого полигонов представляют собой ценное вторсырьё, которое при должной переработке позволит сократить расходы в различных отраслях промышленности.
На сегодняшний день проекты по мусоропереработке набирают популярность по всему миру. Это вызвано не только беспокойством об окружающей среде, но и перерабатывать мусор становится экономически выгодно.
К сожалению, в нашей стране переработка мусора находится на начальном этапе развития.
В прогрессивных странах переработка отходов (и предшествующий ей раздельный сбор и сортировка) признаны как наиболее экономически эффективный способ и наименее вредный для природы и здоровья людей.
С 1 января 2019 в силу вступил новый закон о раздельном сборе, который средства массовой информации уже окрестили «мусорной реформой».
Внедряемая система призвана полностью преобразовать порядок утилизации ТКО (твердые коммунальные отходы). В том числе эта программа делает особый упор на раздельный сбор мусора.
В России уже стартовала программа по установке баков для раздельного сбора. Но этого мало.
Вопрос, как заставить людей в нашей стране сортировать мусор, достаточно критичен — в большинстве случаев всему виной менталитет.
Тем не менее, есть несколько вариантов.
Во-первых, необходимо ввести специальные поощрения. Для обычных жителей, ответственно относящимся к раздельному сбору, отдельным постановлением правительства можно предусмотреть скидки на услуги ЖКХ, для предприятий – субсидии и налоговые льготы.
При этом последние могут получать не только финансовую выгоду. Сознательные граждане начнут лояльнее относиться к выпускаемой ими продукции.
Во-вторых, стоит сделать процесс рециклинга прозрачным. Каждый житель должен знать и видеть, что его труды не пропадают даром, получать моральное удовлетворение от проделанной работы.
Необходимо, чтобы люди видели, как к каждому баку подъезжает специальный транспорт, который вывозит рассортированные отходы. Не на свалку, а по перерабатывающим предприятиям.
Кроме того, в стране крайне необходимо экологическое образование. Во многих школах столицы, к примеру, уже введен урок, на котором детям рассказывают о проблемах загрязнения бытовыми отходами окружающей среды, системе обращения ТКО, зачем нужен раздельный сбор мусора, и как правильно его сортировать.
Все реформы нужно с чего-то начинать. Никогда нововведения не проходят гладко. Для стабилизации и полноценной работы созданной системы необходимо время.
Реформа тормозится из-за возникновения непредусмотренных факторов. Но в целом она вполне способна поднять доход государства и улучшить состояние окружающей среды.
Таким образом, накопление мусора, его неправильная утилизация и практически полное отсутствие переработки – важная экологическая проблема. Ее можно решить только путем активного сотрудничества представителей власти и обычных граждан. В наших силах меньше потреблять, тем самым снижая накопление отходов. А органы власти должны сделать утилизацию мусора более безопасной. Важнейший шаг в решении проблемы – правильная сортировка сырья и вторичное использование. В некоторых городах уже есть специальные контейнеры для сбора отдельных видов мусора, но это количество катастрофически мало.
Следовательно, раздельный сбор отходов – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Ведь содержимое наших мусорных вёдер состоит в основном из четырех частей: органических отходов (остатков пищи, пластика, стекла и бумаги, которые пригодны для вторичной переработки.
Данный дидактический материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Данное пособие имеет общеразвивающий эффект, т. к. позволяет детям дошкольного возраста в игровой форме познакомиться с правилами сортировки мусора.
Пособие направлено на:
- развитие познавательного интереса и речи;
- формирование экологических представлений;
- усвоение материала с опорой на наглядность;
- развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
Дидактическая игра – ЛОТО «Сортировка» предназначена для индивидуальной и групповой работы детей.
Цель: Повышение экологической культуры детей методом раздельного сбора отходов.
Задачи:
1). формирование представлений у детей о сортировке отходов, как об одном из способов сохранения природы.
2). развитие познавательных процессов (логическое мышление, а именно классифицировать, «сортировать» предметы, внимание,память, развитие мелкой моторики;
3). воспитание бережного отношения к природе, ответственность.
Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социльно-коммуникативное развитие.
Оборудование: Четыре листа с изображением контейнера определенного цвета (синий –для бумаги, зеленый – для стекла, оранжевый – для пластика, черный – для пищевых отходов, поделенное на восемь полей; карточки – рисунки с изображением «предметов», которые нужно разместить в пустое поле с соответсвующим контейнером в центре карточки.
Перед тем, как распечатать карточки – рисунки с изображением отходов, я углубленно изучила материал, т. к. не весь мусор можно переработать повторно и выбрала те изображения, на которых отходы поддаются вторичной переработке.
Ход работы
В начале игры дети выбирают листы с контейнером определенного цвета.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, а дети должны определить из какого материала изготовлен тот или иной предмет, или органический мусор.