Светлана Галицкая
Игра КВН с педагогами «Моя малая Родина Хабаровский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: Игра КВН с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Автор: Светлана Григорьевна Галицкая
Должность: старший воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад села Ракитное
Месторасположение: Хабаровского муниципального района.
Тема: «Моя малая Родина-Хабаровский край»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Публикация «Игра КВН с педагогами „Моя малая Родина Хабаровский край“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Задачи:
углубить и уточнить знания о Родине;
закрепить знания о достопримечательностях, культуре, традициях родного края;
создать атмосферу позитивного настроя и эмоционального благополучия;
закрепить полученные интеллектуальные знания положительными эмоциями;
создать условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Форма: игра КВН.
Использование метода «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
При использовании этого метода каждый педагог может :
• сосредоточиться на содержании;
• действовать целенаправленно;
• сохранить возможность для импровизации;
• проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
• проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка наглядного материала.
- подготовка творческих отчетов по теме: «Культура и традиции народов Приамурья»
- подготовка атрибутов к игре КВН
Ст. воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре –практикуме, игре КВН по «Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к родному краю»
Вступление
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
А. Макаренко
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т. д.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства – основная цель работы ДОУ по развитию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены:
- обновляется содержание образования и воспитания детей;
- появилось множество инновационных программ;
Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Поэтому, на мой взгляд, нравственно- патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы, что отражено ФГОС ДО.
Нравственное воспитание неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Опираясь на Типовую программу «От рождения до школы», авторы, которой - ориентируют педагогов формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма, формирование эмоционально – положительного отношения к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно – волевых чувств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе. воспитание культуры поведения.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина — место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей — мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.
Культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.
Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.
И так, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.
Я считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в ее традициях.
Нравственно - патриотическое воспитание детей, является одной из основных задач дошкольной образовательной организации и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважению к труду, расширение представлений о стране, чувство уважения к другим народам.
Работа по этому направлению ведется последовательно от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному – город, страна.
А прежде чем знакомить наших воспитанников с историей, культурой и традициями народов, проживающих на территории Дальнего Востока мы удостоверимся, что наши знания соответствуют потребностям современныцх дошкольников.
Ход игры КВН.
Ст. воспитатель: Я ознакомлю вас с правилами игры КВН:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
В жюри приглашается заведующий и председатель профсоюзного комитета.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.) Команды придумывают свои названия, советующее теме семинара.
Ст. воспитатель: Слово предоставляется командам для представления.
Конкурс №1. Проверим вашу эрудицию.
Правила: задаю вопрос вы отвечаете на них, каждый правильный ответ оценивается по 1 баллу, право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.
Вопросы к участникам:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
3. Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (Федеральным конституционным законом)
Конкурс №2 «Тайны истории»
Задание: я раздаю карточки с вопросами через 1 мин, посовещавшись предоставляете ответ. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Начинает проигрывающая команда.
Карточки с вопросами:
Для команды «Дальневосточники»
1. Кто открыл город Хабаровск?
Город Хабаровск был основан в 1858 году по приказу генерал-губернатор Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского
2. В каком году был основан Хабаровск?
30 мая 1858 года
3. Сколько людей живет в городе Хабаровске? 589 596 (2012 г.)
4. Перечислите коренные народности Хабаровского края?
нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены
Для команды «Хабаровчанки»
1. В честь кого назван наш город?
в честь землепроходца 17 века Ерофея Хабарова.
2. Сколько людей живет в Хабаровском крае?
1 млн 334 тыс. человек на январь 2017 года
3. Какие национальности живут на территории Хабаровского края?
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают 8 коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены
4. Какая погода и климат в Хабаровском крае?
Климатические условия существенно изменяются с характером рельефа, близостью к морю и с севера на юг. Так, например, средняя температура января в континентальных районах колеблется от
22 C – на юге, до 40 C –на севере; на морском побережье — от 18 C до 24 C.
Конкурс №3 «Назови правильно»
Старший воспитатель: Я показываю иллюстрации, на которых изображены достопримечательности города Хабаровска вы, по мере готовности, должны назвать то, что изображено. Право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. Конкурс оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
Конкурс №4 «Разрезная картинка»
Старший воспитатель: У вас на столах разрезные картинки, с изображением Чудес Хабаровского края. Соберите их. Право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. Конкурс оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
Конкурс №5 «Исключи лишнее из списка…».
Старший воспитатель: Хабаровский край характеризуется богатым природным многообразием, умеренными климатическими условиями и привлекательными лесами. На это оказывает влияние тот факт, что край граничит с Амурской областью. В лесах множество различных видов грибов. Здесь достаточно холодная зима, зато продолжительное и жаркое лето. С запада иногда дуют сухопутные ветра, но и они длятся весьма короткое время. Основные лесные представители в Хабаровске : лисица, волк, рысь. Особую гордость представляет в этих краях амурский тигр.
Задания находятся на листочках.
Для команды «___» : Исключите лишних птицы из вашего списка, которые не водятся на территории Хабаровского края
Сорока, скворец, змееяд, ворона, синица, воробей, соловей, утка, колибри, журавль, полярная сова, фазан, поползень
Для команды «___» : Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут на территории Хабаровского края : шиповник, рускус, брусника, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, майран, черемша, боярышник, донник, женьшень, монарда, зверобой,клюква, опунция, ландыш.
Конкурс №6 «Красная книга Хабаровского края»
Старший воспитатель: В 2008 году издана новая редакция Красной книги Хабаровского края. В связи с получением новых данных о распределении видов флоры и фауны перечень объектов животного мира, включенных в Красную книгу, увеличился на 111 видов, растений — на 200 видов.
Ответить на вопросы. Право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. Конкурс оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
1. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (красный цвет – сигнал опасности)
- Какой заповедник находится на территории Хабаровского района? (Большехехцирский государственный природный заповедник).
2. Какие «дикие овощи» растут в таежном огороде? (черемша, папоротник, дикий лук)
3. Растение, цветок которого олицетворяет возрождение солнца? (лотос)
4. Редкое растение, которое называют – корнем жизни? (женьшень)
5. Реки и озера привлекают к себе обилием рыбы. 25 видов рыбы обитает в Амуре. Назовите самые распространенные? (лососевые - горбуша, кета летняя и осенняя и осетровые – Калуга, осетр амурский)
6. Какое название у Амурского пробкого дерева? (бархат амурский)
Для команды «___» : Занесенные в красную книгу Хабаровского края растения… рододендрон сихотинский, камнеломка коротколепестковая, лилия слабая, бадан тихоокеанский, рогульник японский (водяной орех, фиалка Морица
Для команды «___» : Занесенные в красную книгу Хабаровского края животные… амурский тигр, лесной кот, кит-горбач, красный волк, сивуч, пятнистый олень….
Конкурс №7 «Игровой»
Старший воспитатель: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Вам предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Каюр и собаки».
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. По 3 представителя от команды встают около них по и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак и тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Играющие преодолевают различные препятствия.
Подведение итогов КВН
Жюри отмечает интересные ответы педагогов.
Награждаются участники