Зеленецкая Елена
Игра, как средство воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания культуры межнациональных отношений
приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих
место в современной государственной политике. В Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666
отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы,
связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости,
Публикация «Игра, как средство воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
этнического и религиозного экстремизма, терроризма» : учащаются
проявления дискриминации по отношению к гражданам различной
национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет
место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер
по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию
культуры межнационального общения, изучению истории и традиций
народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты
общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении
некоторых народов)» [48, с. 49].
В нормативных документах и декларациях как международного, так и
государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость
создания условий (педагогических, социальных и политических) для
формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав
4
человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека»,
«Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и
политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция
ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до
2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).
Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения
у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный
подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через
усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том
случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию,
когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на
выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру
межнационального общения, адекватную данной возрастной группе.
Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов детских
дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той
деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна
соответствующая педагогическая методология.
Степень разработанности. Значительный вклад в разработку
различных аспектов воспитания культуры межнационального общения
внесли исследования И. Л. Набок, А. Д. Семеновой, Т. Г. Стефаненко, С. Н.
Федоровой, О. В. Хухлаевой, А. Эткинда и др.
В педагогике исследователями (А. Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г. Н.
Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) разработаны
исходные методологические основания и накоплен значительный теоретикоэкспериментальный материал, позволяющий определить направления
психолого-педагогической работы по воспитанию культуры
межнационального общения у дошкольников.
Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд
противоречий между: провозглашением ценностей толерантности и
национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой
педагогических механизмов их развития у детей дошкольного возраста;
требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к
организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование
основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным
национальным культурам, и отсутствием концептуально обоснованных
программ и технологий интернационального воспитания детей в
современном поликультурном образовательном пространстве.
Данные противоречия определили проблему нашего исследования:
необходимость выявления путей воспитания культуры межнационального
общения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально
проверить эффективность воспитания культуры межнационального общения
у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Объект исследования: воспитание культуры межнационального
общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс воспитания культуры
межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в
сюжетно-ролевых играх.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему воспитания культуры межнационального
общения у старших дошкольников в психолого-педагогической
литературе;
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей
старшего дошкольного возраста;
3. Определить возможности сюжетно-ролевой игры как средства
воспитания культуры межнационального общения у детей старшего
дошкольного возраста;
4. Определить уровень культуры межнационального общения детей
дошкольного возраста, осуществить анализ и интерпретацию
полученных результатов;