Липская Мария
Игра как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста
Игра – как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходи, прежде всего, в игре…”
Публикация «Игра как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В игре формируются все стороны личности ребенка, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность, а так же игра имеет большое значение для социализации ребёнка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе.
Происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей.
Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:
1. Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, но и учат детей подчиняться правилам.
2. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. Они развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление. Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.
3. Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые. Такая игра дает возможность детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Тематика сюжетно- ролевых игр детей 3- 4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарно профессионального взаимодействия старших («мама», «папа», «продавец», «врач»). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать новую роль, участвовать в несложном диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. Ребенок отвечает и совершенствует игровые действия. При поддержке взрослого дети учатся играть со сверстниками (в парах, в небольших группах). Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения, творчества, организаторских способностей, общения детей.
Так же большое место для младших дошкольников имеют хороводные и пальчиковые игры. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.