МААМ-картинки

Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи

Елена Аникина
Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния

ребёнка с общим недоразвитием речи (консультация для воспитателей)

Как известно, дети с ОНР - это дети, с преимущественными недостатками лексико - граматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития : сложными формами дизартрии и алалиями.

Публикация «Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Так вот, именно у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребёнок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путём идёт усвоение эмоционального словаря. Дети с ОНР не способны:

• осознавать свои и чужие эмоции;

• дифференцировать эмоции;

• осознавать как выражение своего, так и чужого эмоционального состояния;

• понимать эмоции героев художественных произведений;

• адекватно эмоционально реагировать, эмоциональные реакции примитивны;

• устойчиво относиться к стрессовым состояниям;

• демонстрировать яркие коммуникативные навыки и умения.

Не удивительно, что у детей с ОНР, отягощенными вторичными эмоциональными нарушениями возникает страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих, что приводит детей с ОНР к снижению речевой активности и вербального общения. А осознание речевого расстройства порождает у детей с ОНР как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы. К ним можно отнести:

• замкнутость;

• негативизм;

• агрессивность;

• трудности в установлении межличностного общения;

• эмоциональную напряжённость;

• гиперактивность;

• обидчивость;

• повышенную ранимость;

• тревожность;

• неуверенность в своих силах и возможностях;

• заниженную самооценку.

Данный круг проблем, имеющийся у детей с общим недоразвитием речи, относиться к сфере общения человека. Значит, разрешить его возможно путём специально организованных групповых занятий под общим названием «Психогимнастика», на которых посредством игры, решаются не только психотерапевтические, но и воспитательные задачи.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра ребёнка, которая имеет большое значение для его психического развития, то основой игры является воображаемая ситуация. По-мнению Выготского, воображаемая ситуация – это расхождение и несовпадение реального наглядного, критического и смыслового мира. Создать такую воображаемую ситуацию возможно на занятиях по психогимнастике для стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с ОНР. Хухлаева О. В. предлагает использовать следующие виды игр:

• ролевые игры;

психогимнастические игры;

• коммуникативыные игры;

• релаксационные игры

Ролевые игры.

Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Общеизвестно, что для психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей с ОНР обычно относят:

• ролевую ригидность – это неумение переходить из одной роли в другую;

• ролевую аморфность – это неумение принимать любую роль;

• ролевую креативность - это когда дети не умеют продуцировать новые образы через принятие патологических ролей.

Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте через выражение различных эмоциональных состояний (радости, грусти и печали, удивлении, страха, отвращения и презрения, злости). Далее примеры на диске.

Для решения этих задач на занятиях проводятся различные игры, но чаще мы их называем этюдами, так как проигрывает их не один ребёнок, а все участники группы, что усиливает эмоциональное воздействие, как на каждого ребёнка, так и на группу в целом. Сюжет игры – этюда задан заранее, так как направлен на вызывание у детей определённых эмоций. Игры выполняются под музыкальное сопровождение для усиления психоэмоционального воздействия. Тренаж имитации эмоций и узнавания их по выразительным движениям необходим в целях профилактики психического здоровья детей. Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих, например, эпилепсией, психопатией, выраженной и лёгкой интеллектуальной задержкой развития, ранним детским аутизмом, неврозом и органическими поражениями ЦНС с неврозоподобной симптоматикой. С помощью ролевых игр, которые выполняют не только развивающую, но и коррекционную функцию удаётся снять многие симптомокомплексы, на которые указывалось ранее. Иногда ребёнок, у которого необходимо коррегировать то или иное отклонение в поведение, сначала смотрит, как другие выполняет этюд, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе роль в этом же этюде. Этюд повторяется несколько раз. Таким образом, ребёнок получает сведения о том, как другие справляются ситуацией. Например, (далее примеры на диске) :

1. Этюд «Фокусник» (эмоция удивления; отображение положительного опыта – доброты); Выполняется задание в парах.

2. Этюд «Важный гусь» (эмоция страха; отображение негативного опыта – зазнайства); Выполняется задание в парах.

3. Этюд «Солёный чай» (эмоция отвращения и презрения); Выполняется задание индивидуально каждым ребёнком.

4. Этюд «Король Боровик» (эмоция злости); Выполняется задание индивидуально каждым ребёнком.

5. Этюд «Цветок» (эмоция радости); Групповое выполнение задание. Закрепление положительных эмоций.

Психогимнастические игры.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут - в состояниях и характеристиках отдельных участников. На наших занятиях психогимнастические игры проходят в виде сюжетно – ролевых зарядок, с помощью которых происходит физическое взбадрирование детей и создание определённого эмоционального настроя, а также используются различные пантомимические импровизации и лицевая гимнастика. Психогимнастические игры имеют определённый темп выполнения и различную интонационную направленность в зависимости от образов, которые выбирает педагог-психолог для проведения данного вида работы. Поведение детей на зарядке раскрывает также степень освоенности эмоционально – выразительной моторики. Сюжетно – ролевая направленность зарядки активизирует не только мышечную активность, но и функции памяти, внимания, воображения у ребёнка с общим недоразвитием речи. Например, Психогимнастическая игра или эмоциональная зарядка «Важный пёс».

Коммуникативыные игры.

Коммуникативные игры проводятся в целях формирования и совершенствования общекоммуникативной готовности личности детей, испытывающих трудности, связанные с общением. Их можно разделить на три группы:

1. игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать другому человеку вербальное или невербальное подтверждение;

2. игры, способствующие углублению осознания сферы общения;

3. игры, обучающие умению сотрудничать (Примеры на диске).

Игры «Подари, пожалуйста» и «Незнайка» направлены на развитие

правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста. Это способствует развитию невербального общения у ребёнка и формирование у него социальной компетенции.

Релаксационные игр

Это так называемые психомышечные тренировки, которые могут использоваться с фиксацией на дыхании и без него. На занятиях с детьми я использую игры, способствующие развитию произвольного напряжения и расслабления мышц тела. Внимание ребёнка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремота. Этот момент можно использовать для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний и неразрешённые до этого конфликты перерабатываются головным мозгом коры больших полушарий, т. е. разрешаются. Например, психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге», разработанная А. В. Алексеевым (спортивный психолог) и адаптированная для дошкольников. Итак, именно игра в дошкольном возрасте является той необходимой и важной деятельностью, посредством которой разрешаются многие трудности в поведении и общении детей, а также стабилизируется психоэмоциональное состояние ребёнка с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Дидактическая игра как средство развития речи ребёнка Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра,.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Рассматривая ситуацию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 января 2019 в 17:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД