Елена Аникина
Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния
ребёнка с общим недоразвитием речи (консультация для воспитателей)
Как известно, дети с ОНР - это дети, с преимущественными недостатками лексико - граматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития : сложными формами дизартрии и алалиями.
Публикация «Игра как средство стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Так вот, именно у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребёнок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путём идёт усвоение эмоционального словаря. Дети с ОНР не способны:
• осознавать свои и чужие эмоции;
• дифференцировать эмоции;
• осознавать как выражение своего, так и чужого эмоционального состояния;
• понимать эмоции героев художественных произведений;
• адекватно эмоционально реагировать, эмоциональные реакции примитивны;
• устойчиво относиться к стрессовым состояниям;
• демонстрировать яркие коммуникативные навыки и умения.
Не удивительно, что у детей с ОНР, отягощенными вторичными эмоциональными нарушениями возникает страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих, что приводит детей с ОНР к снижению речевой активности и вербального общения. А осознание речевого расстройства порождает у детей с ОНР как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы. К ним можно отнести:
• замкнутость;
• негативизм;
• агрессивность;
• трудности в установлении межличностного общения;
• эмоциональную напряжённость;
• гиперактивность;
• обидчивость;
• повышенную ранимость;
• тревожность;
• неуверенность в своих силах и возможностях;
• заниженную самооценку.
Данный круг проблем, имеющийся у детей с общим недоразвитием речи, относиться к сфере общения человека. Значит, разрешить его возможно путём специально организованных групповых занятий под общим названием «Психогимнастика», на которых посредством игры, решаются не только психотерапевтические, но и воспитательные задачи.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра ребёнка, которая имеет большое значение для его психического развития, то основой игры является воображаемая ситуация. По-мнению Выготского, воображаемая ситуация – это расхождение и несовпадение реального наглядного, критического и смыслового мира. Создать такую воображаемую ситуацию возможно на занятиях по психогимнастике для стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка с ОНР. Хухлаева О. В. предлагает использовать следующие виды игр:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативыные игры;
• релаксационные игры
Ролевые игры.
Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Общеизвестно, что для психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей с ОНР обычно относят:
• ролевую ригидность – это неумение переходить из одной роли в другую;
• ролевую аморфность – это неумение принимать любую роль;
• ролевую креативность - это когда дети не умеют продуцировать новые образы через принятие патологических ролей.
Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте через выражение различных эмоциональных состояний (радости, грусти и печали, удивлении, страха, отвращения и презрения, злости). Далее примеры на диске.
Для решения этих задач на занятиях проводятся различные игры, но чаще мы их называем этюдами, так как проигрывает их не один ребёнок, а все участники группы, что усиливает эмоциональное воздействие, как на каждого ребёнка, так и на группу в целом. Сюжет игры – этюда задан заранее, так как направлен на вызывание у детей определённых эмоций. Игры выполняются под музыкальное сопровождение для усиления психоэмоционального воздействия. Тренаж имитации эмоций и узнавания их по выразительным движениям необходим в целях профилактики психического здоровья детей. Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих, например, эпилепсией, психопатией, выраженной и лёгкой интеллектуальной задержкой развития, ранним детским аутизмом, неврозом и органическими поражениями ЦНС с неврозоподобной симптоматикой. С помощью ролевых игр, которые выполняют не только развивающую, но и коррекционную функцию удаётся снять многие симптомокомплексы, на которые указывалось ранее. Иногда ребёнок, у которого необходимо коррегировать то или иное отклонение в поведение, сначала смотрит, как другие выполняет этюд, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе роль в этом же этюде. Этюд повторяется несколько раз. Таким образом, ребёнок получает сведения о том, как другие справляются ситуацией. Например, (далее примеры на диске) :
1. Этюд «Фокусник» (эмоция удивления; отображение положительного опыта – доброты); Выполняется задание в парах.
2. Этюд «Важный гусь» (эмоция страха; отображение негативного опыта – зазнайства); Выполняется задание в парах.
3. Этюд «Солёный чай» (эмоция отвращения и презрения); Выполняется задание индивидуально каждым ребёнком.
4. Этюд «Король Боровик» (эмоция злости); Выполняется задание индивидуально каждым ребёнком.
5. Этюд «Цветок» (эмоция радости); Групповое выполнение задание. Закрепление положительных эмоций.
Психогимнастические игры.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут - в состояниях и характеристиках отдельных участников. На наших занятиях психогимнастические игры проходят в виде сюжетно – ролевых зарядок, с помощью которых происходит физическое взбадрирование детей и создание определённого эмоционального настроя, а также используются различные пантомимические импровизации и лицевая гимнастика. Психогимнастические игры имеют определённый темп выполнения и различную интонационную направленность в зависимости от образов, которые выбирает педагог-психолог для проведения данного вида работы. Поведение детей на зарядке раскрывает также степень освоенности эмоционально – выразительной моторики. Сюжетно – ролевая направленность зарядки активизирует не только мышечную активность, но и функции памяти, внимания, воображения у ребёнка с общим недоразвитием речи. Например, Психогимнастическая игра или эмоциональная зарядка «Важный пёс».
Коммуникативыные игры.
Коммуникативные игры проводятся в целях формирования и совершенствования общекоммуникативной готовности личности детей, испытывающих трудности, связанные с общением. Их можно разделить на три группы:
1. игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать другому человеку вербальное или невербальное подтверждение;
2. игры, способствующие углублению осознания сферы общения;
3. игры, обучающие умению сотрудничать (Примеры на диске).
Игры «Подари, пожалуйста» и «Незнайка» направлены на развитие
правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста. Это способствует развитию невербального общения у ребёнка и формирование у него социальной компетенции.
Релаксационные игр
Это так называемые психомышечные тренировки, которые могут использоваться с фиксацией на дыхании и без него. На занятиях с детьми я использую игры, способствующие развитию произвольного напряжения и расслабления мышц тела. Внимание ребёнка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремота. Этот момент можно использовать для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний и неразрешённые до этого конфликты перерабатываются головным мозгом коры больших полушарий, т. е. разрешаются. Например, психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге», разработанная А. В. Алексеевым (спортивный психолог) и адаптированная для дошкольников. Итак, именно игра в дошкольном возрасте является той необходимой и важной деятельностью, посредством которой разрешаются многие трудности в поведении и общении детей, а также стабилизируется психоэмоциональное состояние ребёнка с общим недоразвитием речи.