Белова Татьяна
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для родителей
Игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное общество характеризуется высоким темпом изменений в области политики, экономики, социальной сферы. Образование так же ищет новые пути «выживания» в эти изменения, модернизация образования позволяет готовить личность к условиям социальной реальности.
Публикация «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возможных этапах. Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества, т. е. способность жить в обществе и быть успешным.
Впервые термин «социализация» употреблён социологом Ф. Г. Педдингсом в 1887году. Социализация происходит :
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом;
б) в процессе влияния государства на те или иные категории людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. образования;
г) в процессе саморазвития, самообразования человека.
Каждый человек в детстве является объектом социализации и мы, педагоги, должны всегда осознавать, наше сегодняшнее действие работает на главную цель: помочь человеку жить в мире и быть в нем успешным.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребёнка, так как расширяются границы жизни: ребёнок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребёнка, игра для него – серьёзное дело, однако создавать «зону ближайшего развития» может лишь полноценная игровая деятельность.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае: с задержкой психического развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. Для детей с задержкой психического развития характерна низкая познавательная деятельность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. В игре такие дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.
По словам Л. С. Выготского, играя, ребёнок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия социально-речевого развития детей.
Игры детей с задержкой психического развития связаны с однообразием игровых замыслов, необходимостью – помощи взрослых при использовании действий с предметами – заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействия носит кратковременный характер.
У дошкольников с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо ни в состоянии развернуть предложенную взрослыми игру. Дошкольники часто «соскальзывают» с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Специфика обучения игре детей с задержкой психического развития состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребёнок овладевает в более раннем возрасте.
Ведущим направлением в руководстве игрой как одно из средств социализации является формирование обобщённых игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельностью дошкольников.
Таким образом, игра оказывает высокое развивающее воздействие на все психические процессы ребёнка – дошкольника.
Игра организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый вступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.
Для этого надо, чтобы в групповой комнате были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги.
Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой комнате должно быть достаточно свободного места. Каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно, так как многие из них могут применяться в сюжетных играх.
После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведённые для них места.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений между ними.
Уточнение знаний детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, помогут определить содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Накопление детьми знаний фиксируется на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями.
Именно в этом и состоит основное специфическое развивающее значение игры. Она способствует усвоению разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др., реализация их в практической деятельности. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения: процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я - мама, Я – папа». Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали. В игре развиваются многие психические процессы, формируются навыки произвольного управления поведением, многие качества личности (активность, организованность и т. д.). Все это ведёт к активной социализации ребёнка.
Литературное произведение сближает ребёнка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие. «Со» означает вместе, а это значит, что, формируя эти качества личности, мы учим детей взаимодействию, основной черте взаимоотношений, и способствуем формированию нравственных мотивов поведения.
Содержание игр влияет на нравственное развитие и в первую очередь, на овладение этическими нормами (являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета).
Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети, перевоплощаясь в любимого героя, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Поэтому разыгрывание роли детьми помогает формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, развивать желание подражать положительным персонажам.
В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.
Этот вид игр даёт возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С. В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актёр, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации которые могут им встретиться на жизненном пути.
Для режиссёрской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребёнок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнёра, а становятся ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задаёт ребёнку разные вопросы. Они стимулируют режиссёрскую игру, направляют ее, уводят ребёнка от простого манипулирования предметами. Например: «А что это у тебя?», «Куда едет машина?», «Что будет дальше в игре?» и т. д.
Удачным приёмом формирования режиссёрской игры может служить задание придумывать и показать сказку. Для этого ребёнку дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребёнок затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, просит ребёнка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить ребёнка «угадать», почему игрушки расположены на плоскости не так, как раньше. Для этого ребёнок должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребёнку самому придумывать и загадать такую загадку сверстнику.
Итак, игра – это одно из важных средств социализации детей с задержкой психического развития, нацеленное на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Развитие детей с ОВЗ через игру
Российская модель современного образования базируется на позициях
Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определённые трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории воспитанников.
Воспитателем применяются методы педагогического сопровождения детей с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей.
Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведё тся на протяжении всего дня: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия в конкурсах. Одним из основных приёмов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.
Воспитатель ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно
Игра является основной деятельностью детей с ОВЗ, то для детей с нарушением речи игровая деятельность способствует развитию и коррекции речи, психических процессов и личности в целом. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребёнка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д.
Подвижные игры способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся утомление, повышают работоспособность. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объёмов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже давно. Современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики.
Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:
1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
2. В свободное время предпочтение отдаётся игре, но игр дети знают очень мало.
3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
4. Школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать своё свободное время.
В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если умело организовать игры на перемене, имея арсенал игр с учётом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
-прогнозировать положительный эффект;
-используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
В каждом ребёнке таится, заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Динамические паузы — прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребёнка;
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.).
Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игры - тренинги, подвижные игры.
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др., физические и творческие способности.