Марина Александровна Болотова
Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Публикация «Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование производительности психических процессов.
Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребенка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения.
Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
Сюжетно – ролевая игра в математическом развитии дошкольников :
Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
Средство зоны ближайшего развития ребенка.
Выполнение действий в воображаемой ситуации.
Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, знании порядковых чисел.
Дидактическая игра имеет познавательную направленность:
Развивает индивидуальные способности к математике;
Воспитывает познавательную активность;
Вызывает интерес у детей к математике;
Способствует обобщению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
Обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
Развивает память, внимание, логику мышления.
Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет :
Сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия: «много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
Упражнять с помощью счета определять количество, различать процесс счета и его итог (в пределах 5 – 10);
Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
Развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».
Возрастные возможности детей :
Употребляют в речи имена числительные;
Умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
Чувствуют движение, время;
Имеют представление о количественных отношениях;
Определяют свое положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
Имеют представления о сохранении количества.
Игровое задание «Построй домик»
Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится
Задачи:
• Сравнивать геометрические формы, называть их относительные признаки;
• Развивать воображение,
Варианты:
• Построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);
• Морской катер;
• Вагон из фигур;
• Поезд из фигур.
Игровое задание «Бабочки»
Задачи:
• Закреплять навыки счета;
• Закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;
• Развивать внимание.
Каждому ребенку раздается по одной коробочке с бабочками желтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.
Игра сопровождается вопросами:
Каких бабочек больше, а каких меньше;
Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.
Игровое задание «Хлопки»
Задачи:
Закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».
Материалы : три карандаша, разного размера и цвета; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.
Игра сопровождается вопросами:
Какого цвета карандаш самый длинный;
Какой карандаш короткий;
Какая книга тонкая;
Какая книга толстая;
Какие звери одинакового размера
Какой зверь больше, а какой меньше;
Если фраза, произносимая взрослым неправильная – дети хлопают в ладоши один раз, если же правильная – дети не хлопают.
Игровое задание «Сравни и запомни»
Задачи: формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;
Закреплять представления о геометрических фигурах.
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справиться с заданием.
Набор геометрических фигур