Наталья Зубрей
Игра как средство обучения
ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ.
Воспитание всесторонней личности – главная задача педагогики. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно – игровая деятельность.
Публикация «Игра как средство обучения» размещена в разделах
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны, от которых зависит, насколько он буде впоследствии преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научится этому, что он еще не умеет.
Для решения поставленных целей и задач используются следующие виды игр, которые выполнят определенные функции:
1. Дидактические игры – развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от взрослого режиссирования, а от ребёнка – проговаривания.
4. Подвижные игры вырабатывают быстроту реакции, решительность, упорство, смелость и многие другие качества.
5. Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.