Татьяна Красочко
Игра как средство образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитать ребенка успешным- это ли не мечта любого родителя? Чтение,счёт,изучение иностранных языков,подготовка к школе -вот приоритеты многих родителей. Обычным играм,столь естественным для детей,в этой системе отводится не самое завидное место.
В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева игра определяется как ведущий вид деятельности,который возникает не путём спонтанного созревания,а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане,осуществляет психологические замены реальных объектов.
Публикация «Игра как средство образовательной деятельности» размещена в разделах
Играя,ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности- учебной. Поэтому важнейшей задачей является организация в ДОУ пространства для расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Необходимо обеспечить развитие детей по различным направлениям: физическому,социально-личностному,познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В зоне двигательной активности дети занимаются подвижными играми. Используется спортивный инвентарь: кегли,мячи. Упражнения проводятся в игровой форме во время утренней гимнастики.
Систематическое повторение подвижных игр,каждая из которых основана на каком-либо движении (бег,прыжок,бросок), способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведёт к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации,формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих.
Для социально-личностного направления развития детей создаются зоны сюжетно - ролевых игр. В зонах игр, таких, как "Парикмахерская", "Гараж", "Больница" дошкольники играют в игры,в которых отражаются их знания, впечатления,представление об окружающем мире,воссоздаются социальные отношения. Имеют место как самостоятельные игры, так и деятельность, которую организует воспитатель. Педагог показывает действия с игрушками, предметами-заместителями, берёт на себя главные роли и распределяет роли детей, объединяя их для совместной игры.
Для художественно-эстетического направления развития детей создаётся зона творчества и музыкально-театрализованной деятельности. В них содержатся образовательные области : художественное творчество,музыка.
В зоне музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах.
Театрализованная деятельность занимает в педагогике важное место. Она позволяет решать многие задачи программы детского сада: ознакомление с общественными явлениями, развития речи. Этот вид деятельности отличает разнообразие тематики,средств изображения,эмоциональность.
Театрализованная игра оказывает серьёзное влияние на речевое развития детей. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий,их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация,модуляция голоса).
Выделяются следующие ступени работы с детьми:
-Игра-имитация отдельных действий человека,животных, птиц и имитация эмоций человека.
-Ира-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций герою.
-Игра-имитация образов сказочных персонажей.
-Игра-импровизация под музыку.
-Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток.
-Игра-импровизация по текстам сказок,рассказов и стихов.
-Ролевой диалог героев сказок.
-Инсценировка фрагментов сказок о животных.
-Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
Для речевого развития также создаются "книжные уголки" и зоны развивающих игр. Большое значение уделяется развитию сенсорики. Многие исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики: пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, В. Кудрявцева).
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики.
Таким образом, именно в игре можно многому научить детей, сделать их не только успешными и умными, но и счастливыми.