Кабанова
Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных моментов в работе с детьми дошкольного возраста является работа по развитию представлений об окружающем мире. В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта, направленного на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, важное значение имеет поиск новых форм, средств и методов развития представлений об окружающем мире, как формирование знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Публикация «Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками» размещена в разделах
Для успешного развития детей главное, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях, имели представления об их свойствах и назначениях, познания в области растительного, животного мира, живой и не живой природы, социума, учились с ним взаимодействовать, оперируя полученным опытом. И начинать работу в данном направлении нужно с младшего дошкольного возраста, так как данный период является ответственным из-за целого ряда новообразований, которые возникают на фоне расширений кругозора и формирования основ мировоззрения [1, с. 27].
Окружающий мир – это мир, который окружает ребенка : природа, люди, предметы. Данное понятие рассматривается как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле – это то конкретное окружение, в котором родились, растут и развиваются наши дети [3, с. 235].
Эффективным способом познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста является игра. В игре дети познают окружающий мир, развиваются их психические процессы и физические способности. Именно игра, как сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для детей деятельность, является средством обогащения и углубления впечатлений и представлений об окружающей действительности, средством усвоения социального опыта.
К формам занятий, которые проводятся с целью формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников, относятся фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. В дошкольных образовательных учреждениях с этой целью используются различные методы обучения – наглядные, словесные и практические. Игра, как практический метод формирования представлений об окружающем мире, позволяет педагогам уточнять представления младших дошкольников, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями окружающей действительности, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний [2, с. 45].
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Кроме сюжетно-ролевой игры, являющейся главной и ведущей деятельностью младших дошкольников, стоит выделить «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами». Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются педагогами и направлены на формирование определенных способностей, основаны на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Дидактические игры учат детей опираться в решении задач на представления о ранее воспринятых предметах, требуют использования приобретенных ранее знаний в новых связях.
Эффективными в развитии уровня сформированности представлений об окружающем мире являются предметные игры, когда используется народная дидактическая игрушка, мозаика, природный материл и др. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения дети учатся различать форму, величину предметов, цвет, ощущают, что одни предметы твердые, другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие [5, с. 188].
На уточнение представлений об окружающем мире, мире животных и растений, явлениями живой и неживой природы непосредственно направлены настольно-печатные игры, разнообразные по видам («лото», «парные картинки», «домино» и др., помогающие детям учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
В словесных играх младшие дошкольники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в данных играх требуется использование приобретенных ранее знаний о новых связях и новых обстоятельств.
Огромное значение в развитии познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста играют сюжетные игры. С расширением опыта детей растет уровень их игровых навыков и умений, соответственно усложняются и сюжеты игр, когда дети способны отражать не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами [4, с. 84].
С целью выявления уровня познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ города Абакана «Детский сад «Сказка»». В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
С целью решения задач исследован использовалась методика М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой «Ребенок и окружающий мир». В ходе проведения данной методики было выявлено, что большая часть детей младшего дошкольного возраста (45 %) находятся на среднем уровне знаний о ближайшем окружении, низком уровне сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями (55 %) и низком уровне знаний о явлениях общественной жизни (50 %). Данные результаты свидетельствовали о необходимости разработки и проведения работы по повышению уровня представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста.
Проанализировав результаты эмпирического исследования, методическую литературу по проблеме исследования, нами были отобраны и проведены наиболее эффективные игры, направленные на развитие познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. В работе использовались различные сюжетно-ролевые, дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные и сюжетные игры, направленные на формирование у детей целостной картины окружающего мира, развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, ознакомление с предметами быта, их функциональным назначением, формирование непосредственно первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях, первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе, а также формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.
В ходе проведения перечисленных игр в работе по развитию познания к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста расширялись представления об окружающей действительности, расширялись и уточнялись знания о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, были сформированы знания о зимующих и перелетных птицах, закреплены знания о труде взрослых, уточнялись представления о предметах и их признаках.
Итак, окружающий мир – это то, что окружает каждого ребенка (природный и социальный мир, социальная действительность). Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста включает формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении предметов – знания об окружающем мире в быту, знакомство с живой и не живой природой, знания об условиях жизни человека, о сферах его деятельности, связи между назначением предметов и т. д. Эффективным способом познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста является игра, как основной вид деятельности детей, одно из характерных закономерностей детского развития. В игре младшие дошкольники живут действиями и чувствами, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы в процессе развития познания ими окружающего мира. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Библиографический список
1. Акимов Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2016. 96 с.
2. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С. 45.
3. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебное пособие для студентов вузов. М., 2016. 488 с.
4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. СПб., Детство-Пресс, 2018. 112 с.
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 2017. 240 с.