Папки-передвижки

Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками

Кабанова
Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важных моментов в работе с детьми дошкольного возраста является работа по развитию представлений об окружающем мире. В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта, направленного на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, важное значение имеет поиск новых форм, средств и методов развития представлений об окружающем мире, как формирование знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Публикация «Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками» размещена в разделах

Для успешного развития детей главное, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях, имели представления об их свойствах и назначениях, познания в области растительного, животного мира, живой и не живой природы, социума, учились с ним взаимодействовать, оперируя полученным опытом. И начинать работу в данном направлении нужно с младшего дошкольного возраста, так как данный период является ответственным из-за целого ряда новообразований, которые возникают на фоне расширений кругозора и формирования основ мировоззрения [1, с. 27].

Окружающий мир – это мир, который окружает ребенка : природа, люди, предметы. Данное понятие рассматривается как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле – это то конкретное окружение, в котором родились, растут и развиваются наши дети [3, с. 235].

Эффективным способом познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста является игра. В игре дети познают окружающий мир, развиваются их психические процессы и физические способности. Именно игра, как сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для детей деятельность, является средством обогащения и углубления впечатлений и представлений об окружающей действительности, средством усвоения социального опыта.

К формам занятий, которые проводятся с целью формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников, относятся фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. В дошкольных образовательных учреждениях с этой целью используются различные методы обучения – наглядные, словесные и практические. Игра, как практический метод формирования представлений об окружающем мире, позволяет педагогам уточнять представления младших дошкольников, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями окружающей действительности, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний [2, с. 45].

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Кроме сюжетно-ролевой игры, являющейся главной и ведущей деятельностью младших дошкольников, стоит выделить «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами». Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются педагогами и направлены на формирование определенных способностей, основаны на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Дидактические игры учат детей опираться в решении задач на представления о ранее воспринятых предметах, требуют использования приобретенных ранее знаний в новых связях.

Эффективными в развитии уровня сформированности представлений об окружающем мире являются предметные игры, когда используется народная дидактическая игрушка, мозаика, природный материл и др. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения дети учатся различать форму, величину предметов, цвет, ощущают, что одни предметы твердые, другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие [5, с. 188].

На уточнение представлений об окружающем мире, мире животных и растений, явлениями живой и неживой природы непосредственно направлены настольно-печатные игры, разнообразные по видам («лото», «парные картинки», «домино» и др., помогающие детям учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

В словесных играх младшие дошкольники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в данных играх требуется использование приобретенных ранее знаний о новых связях и новых обстоятельств.

Огромное значение в развитии познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста играют сюжетные игры. С расширением опыта детей растет уровень их игровых навыков и умений, соответственно усложняются и сюжеты игр, когда дети способны отражать не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами [4, с. 84].

С целью выявления уровня познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ города Абакана «Детский сад «Сказка»». В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

С целью решения задач исследован использовалась методика М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой «Ребенок и окружающий мир». В ходе проведения данной методики было выявлено, что большая часть детей младшего дошкольного возраста (45 %) находятся на среднем уровне знаний о ближайшем окружении, низком уровне сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями (55 %) и низком уровне знаний о явлениях общественной жизни (50 %). Данные результаты свидетельствовали о необходимости разработки и проведения работы по повышению уровня представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста.

Проанализировав результаты эмпирического исследования, методическую литературу по проблеме исследования, нами были отобраны и проведены наиболее эффективные игры, направленные на развитие познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. В работе использовались различные сюжетно-ролевые, дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные и сюжетные игры, направленные на формирование у детей целостной картины окружающего мира, развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, ознакомление с предметами быта, их функциональным назначением, формирование непосредственно первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях, первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе, а также формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

В ходе проведения перечисленных игр в работе по развитию познания к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста расширялись представления об окружающей действительности, расширялись и уточнялись знания о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, были сформированы знания о зимующих и перелетных птицах, закреплены знания о труде взрослых, уточнялись представления о предметах и их признаках.

Итак, окружающий мир – это то, что окружает каждого ребенка (природный и социальный мир, социальная действительность). Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста включает формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении предметов – знания об окружающем мире в быту, знакомство с живой и не живой природой, знания об условиях жизни человека, о сферах его деятельности, связи между назначением предметов и т. д. Эффективным способом познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста является игра, как основной вид деятельности детей, одно из характерных закономерностей детского развития. В игре младшие дошкольники живут действиями и чувствами, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы в процессе развития познания ими окружающего мира. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Библиографический список

1. Акимов Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2016. 96 с.

2. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С. 45.

3. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебное пособие для студентов вузов. М., 2016. 488 с.

4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. СПб., Детство-Пресс, 2018. 112 с.

5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 2017. 240 с.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише»Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише» Мой материал на осеннюю тему -это мастер - класс дидактической игры " В гости к Мише" Цель игры: развивать интерес к природным явлениям.

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира»Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира» Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок,.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Экспериментирование с младшими дошкольникамиЭкспериментирование с младшими дошкольниками Младший дошкольный возраст время "почемучек",детям в этот период интересно абсолютно все. И зима самое удачное время для изучения свойств.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Кабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД