Шевченко Олеся
Игра как форма организации жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
В системе воспитания дошкольников важное место принадлежит игре. В педагогическом процессе детского сада игра используется как средство воспитательно- образовательной работы, как форма организации жизни и деятельности детей.
Большинство педагогов дошкольных учреждений правильно понимают место и значение игры в педагогическом процессе детского сада.
Публикация «Игра как форма организации жизни детей» размещена в разделах
Воспитатели создают необходимые условия для игр в помещении и на участке. Оборудуют педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом и интересами детей, способствуют тому, чтобы организация игр в дошкольных учреждениях обеспечивала детям интересную, содержательную жизнь, в ходе которой формировались бы навыки общественного поведения, воспитывались качества нравственной личности.
Однако практика показала, что наряду с положительными моментами в нашей работе имели место и недостатки.
Отдельные педагоги сводили руководство игровой деятельностью главным образом к приспособлению обстановки для игр, к подбору игрушек и форм их использования, к предупреждению конфликтов между детьми.
В утренний период дети играли мало, особенно малыши. Несмотря на то что вторая половина дня использовалась для игр во всех группах, всё же полностью время, отведённое в режиме, не реализовалось.
Группы играющих детей были не устойчивы, их взаимоотношения складывались случайно, стихийно.
Воспитатели не всегда правильно понимали свою роль в играющем коллективе детей.
Необходимо было повысить уровень всей организационной и воспитательной работы. Улучшить практическую помощь педагогам.
Учитывая, что воспитателей особенно затрудняет организация игр утром, основное внимание было направлено на рациональное использование времени для игр детей именно в этот период.
К числу конкретных мероприятий, способствующих решению данной проблемы, мы отнесли: улучшение методики проведения режимных процессов, уплотнение их по времени, предварительный подготовку воспитателями пособий, тщательный подбор и размещение игрового материала накануне прихода ребят в детский сад, беседы с родителями по соблюдению режима в детском саду. Проведённая нами работа заметно улучшила организацию и педагогическое руководство играми детей не только в утреннее время, но и в течение всего дня.
Большое внимание мы уделяем играм детей в промежутках между занятиями: с мячом, кольцебросом, кеглями. Практика убедительно доказывает, что игры, удовлетворяющие потребность детей в движениях, не только эффективно влияют на повышению умственной работоспособности, но и обеспечивают детям в течении этих 8-10 мин. Хороший и полноценный отдых.
Предметом серьёзной заботы педагогических коллективов является улучшение качества проведения прогулок. Чтобы повысить двигательную активность детей, широко используются разнообразные подвижные игры с элементами бега, метания, бадминтон. Скольжение на лыжах. Катание на санках, игры со снегом стали любимым занятием зимой.
Прочно вошли в практику дошкольных учреждений строительные игры, которые чередуются с сюжетно-ролевыми, игры- драматизации.
После дневного сна в течении 7-8 мин. с детьми проводятся подвижные игры. В сочетании с воздушными ваннами они быстро организуют детей после сна, создают бодрое и радостное настроение.
Следует отметить, что вторая половина дня- самое благоприятное время для проведения разнообразных игр. В этот период дети самостоятельно организуют сюжетно- ролевые, строительные, хороводные игры, игры- драматизации.
Педагоги дошкольных учреждений целенаправленно стали использовать в работе с детьми дидактические игры, которые помогают успешно формировать нравственные качества личности ребёнка, развивать его сенсорные способности.
Больше внимания практические работники уделяют музыкальным играм, которые раньше вне музыкальных занятий не проводились. На своём опыте воспитатели убедились, как много ценного они дают для развития ребёнка.
После ужина в течение 40-50 мин. широко используются настольно- печатные игры и игры со строительным материалом.
Как показала практика, воспитатели зачастую не используют все возможности положительного влияния игры на детей.
Сделать игру формой организации жизни детей- это значит дать ей такое направление, чтобы она решала определённые педагогические задачи.
Как же организовать детей в играх : по принципу индивидуализма или коллективизма? От этого зависит характер поступков, а в конечном счёте и особенности поведения детей. Необходимо знать. Что же руководит детьми в совместных играх, как проявляет себя каждый ребёнок в играющем коллективе.
Для того чтобы правильно определять пути и средства воспитания, формирование человеческих отношений, характеров, надо видеть поступки играющих детей и причины, вызывающие их в данный момент. Только наблюдая детские игры. Воспитатель сможет провести глубокий анализ их содержания, поведения отдельных детей, определить конкретные воспитательные задачи, найти наиболее эффективные методы и приёмы руководства детскими играми.
С целью оказания помощи практическим работникам мы разработали памятку к наблюдению за играми детей с учётом их возраста и задач воспитания, определённых программой. Это способствовало улучшению постановки игры в дошкольных учреждениях и помогло воспитателям накопить ценный материал для руководства детскими играми.
Педагоги испытывают затруднения в планировании работы по игровой деятельности детей. Чаще всего они рассматривают её как совокупность мероприятий, якобы обеспечивающих решение общих педагогических задач. Заведующие часто также оценивают воспитательно- образовательный процесс по количеству проведённых игр.
Помочь каждому работнику овладеть теорией и методикой руководства детскими играми-наша задача.
На курсах, семинарах, методических объединениях мы рассматриваем наиболее сложные для практики вопросы, например: игра как форма организации жизни и деятельности дошкольника; особенности руководство играми детей в разных возрастных группах.
Особое внимание в системе повышения квалификации отводим практическим занятиям, на которых учим наблюдать и анализировать игры детей, их руководство со стороны воспитателя, объясняем, как нужно планировать работу в процессе игровой деятельности.
Периодически к семинарам готовим выставки: на стендах помещаем записи игр, игрушки- самоделки, атрибуты к играм, дидактические игры.
В своей работе опираемся на передовой опыт дошкольных учреждений, стремимся к тому, чтобы лучшие достижения своевременно стали достоянием тех, кто в этом особенно нуждается. Для пропаганды передового опыта используем семинары, конференции, методические объединения.