Марина Мишина
Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Игра во многих программах дошкольного образования выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и т. д. Она подменяется игровыми приемами или методами обучения. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и т. п. Например, арифметические задачки задает плюшевый мишка, или дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «в», или, разыгрывая сказку, дошкольники учатся правильно прыгать. Все это называется «игра», а точнее, «игровые средства обучения». Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового.
Публикация «Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике» размещена в разделах
Конечно, можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Эльконин многократно подчеркивал, что ролевая игра ни в коем случае не является упражнением в какой-то частной функции. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно- мотивационной сферы ребенка. Игра — это не упражнение в какой-то частной функции, а форма жизни дошкольника, главное средство его развитин и формирования общих человеческих способностей (а не отдельных знаний и навыков). И это наиболее эффективное средство развития ребенка все больше вытесняется и заменяется другими занятиями или игровыми средствами обучения.
Сложившая ситуация побуждает вернуться к определению привычного термина «игра» с тем, чтобы различить игру как детскую деятельность и игру как средство обучения. Этот вопрос имеет очевидное практическое значение. Попытаемся рассмотреть главные признаки игры и четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. Для этого следует вернуться к признакам игры, зафиксированным в концепции Л. С. Выготского и в Конвенции о правах ребенка.
Прежде всего, игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Игра представляет собой главную и фактически единственную форму проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть воплощение собственного замысла и в конечном счете самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства активности.
В отличие от этого, использование игровых приемов обучения предполагает инициативу и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и т. д. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности. Напротив, ребенок ждет заданий и указаний взрослого и привыкает делать то, что ему скажут.
Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они делают и соблюдают принятые ими правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л. С. Выготского: игра — это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы и личностных механизмов поведения. В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Такие установки разделяют детей, делают их противниками, что порождает множество меж- и внутриличностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.).
Еще одно важное отличие игры как свободной деятельности заключается в том, что игра — это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен. Да и правила игры тоже можно изменить, придумать, уточнить. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому в игре рождаются творческое воображение и общая креативность. В отличие от этого, игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой.