Получи документы

Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике

Марина Мишина
Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы

Игра во многих программах дошкольного образования выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и т. д. Она подменяется игровыми приемами или методами обучения. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует данный термин: «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и т. п. Например, арифметические задачки задает плюшевый мишка, или дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «в», или, разыгрывая сказку, дошкольники учатся правильно прыгать. Все это называется «игра», а точнее, «игровые средства обучения». Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового.

Публикация «Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике» размещена в разделах

Конечно, можно использовать игру в чисто дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Эльконин многократно подчеркивал, что ролевая игра ни в коем случае не является упражнением в какой-то частной функции. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно- мотивационной сферы ребенка. Игра — это не упражнение в какой-то частной функции, а форма жизни дошкольника, главное средство его развитин и формирования общих человеческих способностей (а не отдельных знаний и навыков). И это наиболее эффективное средство развития ребенка все больше вытесняется и заменяется другими занятиями или игровыми средствами обучения.

Сложившая ситуация побуждает вернуться к определению привычного термина «игра» с тем, чтобы различить игру как детскую деятельность и игру как средство обучения. Этот вопрос имеет очевидное практическое значение. Попытаемся рассмотреть главные признаки игры и четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. Для этого следует вернуться к признакам игры, зафиксированным в концепции Л. С. Выготского и в Конвенции о правах ребенка.

Прежде всего, игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Игра представляет собой главную и фактически единственную форму проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть воплощение собственного замысла и в конечном счете самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства активности.

В отличие от этого, использование игровых приемов обучения предполагает инициативу и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и т. д. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности. Напротив, ребенок ждет заданий и указаний взрослого и привыкает делать то, что ему скажут.

Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они делают и соблюдают принятые ими правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л. С. Выготского: игра — это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы и личностных механизмов поведения. В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Такие установки разделяют детей, делают их противниками, что порождает множество меж- и внутриличностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.).

Еще одно важное отличие игры как свободной деятельности заключается в том, что игра — это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен. Да и правила игры тоже можно изменить, придумать, уточнить. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому в игре рождаются творческое воображение и общая креативность. В отличие от этого, игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность«Дневник путешественника» как форма включения детей в игровую и интеллектуально-познавательную деятельность МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Дневник путешественника», как форма включения детей в игровую и интеллектуально - познавательную деятельность.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Опытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группеОпытно-экспериментальная деятельность «Лава-лампа» в старшей дошкольной группе Сегодня наши воспитанники побывали в роли учёных и провели опыт "Лава-лампа" из серии опытов и экспериментов "Почему так происходит?".

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Проектная деятельность как форма сотрудничества специалистов в ДОУПроектная деятельность как форма сотрудничества специалистов в ДОУ Одной из современных тенденций воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации является проектная.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 21:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как деятельность и форма обучения в современной дошкольной педагогике» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мишина (УИ 1205577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД