андреева елена
Игра и чтение в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и чтение в воспитании детей дошкольного возраста.
Воспитательная деятельность в детском саду типично осуществляется в форме отдельных мероприятий и проектов и не всегда носит системный характер. Не отрицая значимости накопленного опыта работы по воспитанию детей, необходимости привнесения взрослыми социально значимых мотивов жизнедеятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что их выбор часто носит случайный характер. Осуществление воспитания в детском саду как создание условий для позитивной социализации ребенка, личностного развития требует использования практик воспитания.
Публикация «Игра и чтение в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание может рассматриваться как
практика, если оно:
• организовано как деятельность самого ребенка;
• обращено к личному опыту ребенка;
• направлено для решения значимых для ребенка проблем;
• обладает свойством цикличности.
Практики воспитания способствуют становлению детского «Я сам» как способности понимать и осознавать свои переживания, чувства, желания, возможности, становлению понимания других людей, переживанию их ценности, отзывчивости на их чувства, пониманию их отношений и социальных ролей. Эти проявления характеризуются высокой степенью различий в зависимости от возраста и психологических особенностей ребенка. Это свидетельствует о том, что необходимо учитывать возраст и способы работы с детьми.
Ведущими практиками воспитания выступают детские виды деятельности, в которых ребенок проявляет себя как носитель субъектности.
Особое значение среди детских видов деятельности принадлежит спонтанной игре.
Спонтанная игра идет от самого ребенка, от его собственной инициативы. Именно такая игра имеет наибольшую педагогическую ценность.
Изменения социокультурной ситуации оказали влияние как на саму игру, так и на особенности ее организации педагогами: детское игровое сообщество стало одновозрастным, что затрудняет передачу культуры игры от поколения к поколению; изменилось содержание детской игры (магазин превратился в гипермаркет и социальные отношения представлены минимально); изменился предметный мир детской игры, что ставит ребенка в позицию обладателя игрушки, но не игрока- носителя социальной роли.
Эти вызовы обусловили трудности педагогов в поддержке детской игры. Игра должна быть спонтанной, только тогда она способствует развитию у детей подлинной инициативы и самостоятельности, становлению детского сообщества, в котором складываются взаимоотношения и формируются опыт взаимодействия, произвольность поведения и мотивация. В игре идет присвоение детьми социокультурных ценностей сообщества, их принятие, проживание и осмысление, превращение ребенка в сознательного субъекта своей жизни.
Детское чтение рассматривается как культурная практика дошкольников, обеспечивающая восприятие художественной литературы. В детском саду существует проблема выбора произведений для детского чтения: набор книг неизменен с 80-90-х годов. Современная детская книга, отражая изменения социокультурной ситуации, несет в себе широкий социально-личностный контексты, вводит ребенка в сопереживание и копирование поведения героев сказок и других произведений. Это позволяет рассматривать детское чтение как практику воспитания дошкольников.
В социальных сетях представлены группы, где родители обмениваются впечатлениями о новинках детской литературы, рекомендациями. К сожалению, родители порой опережают педагогов в компетентности в практиках детской игры и чтения.
Важно подчеркнуть, что игра и детское чтение являются взаимодополняющими видами деятельности ребенка, так ка чтение способно существенно обогатить содержание детской игры, а игра, в свою очередь, способствует присвоению ценностной составляющей содержания литературного произведения.
Итак, реализация воспитательного потенциала данных практик требует дальнейшего проектирования их содержания, способов поддержки и организации в образовательном процессе, развития профессиональной компетентности педагогов.