Юлия Карпекина
Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых эффективных технологий, призванных содействовать развитию и воспитанию дошкольников. В ряду приоритетных направлений одно из главных мест занимает игровая деятельность, в которой присутствует эмоциональная насыщенность и свободное общение детей. Игра необходима на всех этапах развития, является эффективным средством формирования личности ребенка. В игре ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и сверстников, социализация проходит естественно и успешно.
Публикация «Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные дошкольники живут в век информационно-компьютерных технологий. На смену непосредственному общению сверстников, веселым дворовым играм пришли компьютерные забавы. Уменьшается двигательная активность детей, что приводит к снижению уровня физического развития, а значит, и здоровья. Этим и определяется актуальность проблемы, ведь у ребенка природная тяга к игре. Дворовое игровое сообщество всегда было обязательным условием формирования и обогащения игрового объекта ребенка. В подвижной игре он осваивает школу взаимодействия и взаимоотношений в паре, в команде формируется социально-коммуникативная сфера. Полезной интересной может быть использование парциальной программы «Выходи играть во двор» под редакцией Л. Н. Волошиной. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего это касается нравственно-волевой личности ребенка. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх – соревнованиях, играх –эстафетах он учится контролировать свое поведение и действия. Работа в условиях реализации ФГОС ДО повлекли за собой целый ряд инноваций и в организации игровой деятельности дошкольников. Стандарт ориентирует нас на обеспечение индивидуализации развития ребенка. В. А. Сухомлинский считал, что «Игра-незаменимое средство пробуждения яркой индивидуальности ребенка». Чтобы сделать мир игры интересным, развивающим и ярким, большое значение необходимо придавать предметно-пространственной среде. Игровые модули- одно из инновационных направлений. Модульные конструкции эффективно развивают и обогащают игровую деятельность. Элементом предметной среды могут стать игровые поля, «островки» игры, где дети могли бы все устроить по-своему, придумывать, фантазировать, привести в исполнение доступный замысел. Ребенок чувствует при этом себя большим и умным, сильным и смелым. Игрушка, как и книга, заключает в себе большой педагогический заряд: с чем она познакомит ребенка, что новое ему раскроет. Знаменитая фраза К. Д. Ушинского «Лучшая игра та, когда ребенок сам ее изменяет» актуально и в настоящее время. Наша задача-обеспечить комфортно –эмоциональную среду для саморазвития дошкольника. Наблюдая за игровой деятельностью детей, убеждаемся, что необходимо постоянно упражнять их в проявлении добрых чувств друг к другу, своими действиями подводить к ролевой игре, поддерживать интерес, стимулируя вопросами. Считаю полезным использовать игры с текстом, игровые досуги со словами и музыкально-ритмическими упражнениями. Привлекательны детям хороводные игры и театрализованные, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, в которых создается естественная речевая среда и повышается эмоциональная активность. Важным аспектом для повышения качества организации игровой деятельности является взаимодействие с семьей в современных инновационных формах. В игре таятся большие педагогические возможности, поэтому вовлечение родителей в образовательный процесс-одна из составляющих взаимодействия с семьей. В практику вводятся эффективные формы работы : «День дублера», «Живой» журнал, совместные проекты в педагогическом процессе. Родители получают информацию об игровых методах и приемах, должны уметь играть со своими детьми, обращать внимание, как и во что играет ребенок. Главное-создавать условия, ситуации для появления у ребенка желания играть, обогащать его представления об окружающем мире. Таким образом, игра-это необходимая пища для всестороннего развития дошкольников, а взрослые должны ценить эту потребность и участвовать в ней.
Карпекина Юлия Олеговна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ №430 г. Новосибирска.