Ольга Мамий
Игра-драматизация в коррекционной работе с детьми логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-драматизация в коррекционной работе
с детьми логопедической группы.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания являются игры- драматизации или театрализованные игры. Т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - самый доступный вид искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Публикация «Игра-драматизация в коррекционной работе с детьми логопедической группы» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игра-драматизация направлена на развитие у ее участников не только ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает огромное влияние на речевое развитие ребенка, что является важной задачей логопедической работы с детьми ОВЗ. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Оценив огромное влияние на гармоничное развитие детей по средствам использования игры-драматизации мы активно используем ее в своей коррекционной работе.
Подготовку к драматизации начинаем с выбора произведения для дальнейшей его инсценировки. Это могут быть сказки, рассказы, стихотворения из программной литературы, а так же прочитанные или просмотренные детьми дома и предложенные ими. При необходимости, текст произведения может быть упрощен, или взят только отрывок.
Анализируя с детьми выбранный сюжет, подробно рассматриваем образ каждого героя, даем нравственную оценку его поступкам и действиям, определяем характерные черты персонажей и обсуждаем, как это показать с помощью голоса, пантомимы и других средств. Затем, совместно выбираем актеров для каждой роли. Здесь учитываются психофизические особенности детей, их личные предпочтения, а так же мнение группы. Каждый участник обсуждения должен аргументировать, почему он считает, что именно данный ребенок должен играть выбранную роль. Нередко выбор актера утверждается путем голосования.
Если итогом игры-драматизации планируется показ представления воспитанникам других групп, то помимо актеров для театра выбирается группа художников (бутафоров и модельеров, дизайнеров для оформления афиши и билетов, промоутеров для рекламы и распространения билетов и контролера, который проверяет билеты, помогает найти место и следит за порядком.
Когда распределены роли и обязанности и все ребята в группе определили зону своей ответственности, начинается творческий процесс. Актеры с учителем - логопедом заучивают текст, работают над произносительной стороной речи, над пантомимикой, отработкой последовательных действий.
Художники обсуждают декорации, атрибуты для костюмов, дизайны афиш и билетов и приступают к их изготовлению. Под руководством воспитателя ребята учатся работать в команде, прислушиваться к мнению сверстников, делиться своим мнением и аргументировать его. Часто в этот процесс вовлекаются родители. Они помогают подобрать необходимые костюмы и изготовить некоторые атрибуты.
Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.
Следующим этапом подготовки являются репетиции театрализованной постановки. Здесь актеры оттачивают свое умения, учатся сдерживать свои эмоции в юмористических сценах, вопреки заразительному хохоту со стороны зрителей, которыми на данном этапе являются художники, дизайнеры и другие участники игры-драматизации.
Когда актеры, художники и дизайнеры готовы к показу театрализованного представления: развешаны афиши, оформлена декорациями выбранная сцена, герои в соответствующих костюмах и с элементами грима ребята- промоутеры с педагогом отправляются в общеразвивающие группы к сверстникам с билетами-приглашениями. Задача промоутера – заинтересовать ребят предстоящей премьерой, ответить на возникающие вопросы и раздать желающим билеты. Он должен быть доброжелательным, приветливым, общительным.
Зрителей встречает контролер-билетер, который приветствует, принимает билеты и помогает в выборе места. Мальчики с особой ответственностью относятся к этой роли. Очень серьезно, деловито и в то же время гостеприимно встречают, а по окончанию спектакля, провожают гостей.
Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей, а так же включать детей в исследовательскую деятельность и многое другое. А главное такие игры дают ощущение праздника, проведенного вместе с друзьями в необычном волшебном мире театра!