Фамцова Маргарита
Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Публикация «Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становится школой обучения и воспитания.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные игры.
Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых.
Что касается темы игр-драматизаций, то в данном направлении исследования носят, как правило, практический либо исследовательский характер. Примером могут служить работы следующих авторов: Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, М. Д. Маханева, О. В. Гончарова, Л. В. Дасрецкая другие научные работы, в которых авторы обращаются к различным аспектам проведения игр-драматизаций в дошкольных учреждениях.
Такие авторы как Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. Поэтому игры-драматизации очень важны для дошкольников, чтобы привить им любовь и понимание традиций русского народа.
Преимущества игр-драматизаций как средства ознакомления детей с традициями русского народа заключаются в следующем:
1. Они становятся прочной базой для развития эмоциональной сферы;
2. Дают широкие возможности для совершенствования речи дошкольников;
3. Дают основу для творческого самовыражения и развития.
4. Игры-драматизации позволяют воспитать в ребенке цельную, самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность [2].
Приобщение дошкольников к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа имеет первостепенное значение, так как это выступает не только одной из задач образования, но и является важнейшим фактором духовного объединения. На сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях уделяется недостаточно внимания изучению отечественной культуры.
Игра-драматизация способствует проявлению стремления ребёнка изведать неизвестное, познать собственные возможности в перевоплощении, поиске, комбинировании готового литературного материала. Игра-драматизация является импровизационной, поэтому может быть активным творческим процессом. [1].
Игра-драматизация – мощный стимул, способствующий развитию эмпатии как чувства сопереживания другому. Различение ребёнком старшего дошкольного возраста такого рода чувств для понимания характера героя, его поступков приводит к самопониманию, умению разобраться в собственных переживаниях, а, следовательно, оценить и своё поведение. [4].
Игра-драматизация способствует усвоению способов образной выразительности (интонации, мимики, пантомимики, оказывающих существенное влияние на развитие личности ребёнка и его творчества.
Организация игр – драматизаций с дошкольниками возможна при наличии у детей:
– опыта, обеспечивающего восприятие художественного произведения, его переживание и осмысливание;
– опыта, способствующего взаимодействию ребенка с театральным искусством (знаний о театре, спектакле и том, как он рождается, наличии необходимого опыта, направленного на восприятие и переживание театрализованных действий, владение терминологией театрального искусства);
– включении ребенка в игру-драматизацию, соответствующую его способностям и возможностям («режиссером», «актером», «зрителем», «оформителем»- «декоратором» спектакля). [4].
Включение ребенка в роль «режиссера» требует от него хорошо развитой памяти и воображения, эрудированности, способностей к быстрому восприятию литературного текста, переводу его в игровой постановочный контекст.
Важно, чтобы ребенок был целеустремленным, обладал прогностическими, комбинаторными (включенные в театрализованное действие стихи, песни, танцы, импровизированные миниатюры) и организаторскими способностями (инициирование игры-драматизации, распределение ролей, определение “сцены” и сценографии на основе литературного сюжета, руководство игрой-драматизацией, регламентация деятельности всех участников спектакля, доведение игры до конца).
Включение ребенка в роль «актера» предполагает наличие у него развитых коммуникативных способностей, быстрой включаемости в коллективную игру, владение вербальными и невербальными средствами выразительности, помогающими передать образ литературного героя, способность и готовность импровизировать, быстрое нахождение необходимых игровых атрибутов, помогающих в точной передаче образа, эмоциональности, чувствительности, развитой способности к самоконтролю. [5].
Включение ребенка в роль «оформителя»- «декоратора» предполагает наличие у ребенка способности образно интерпретировать литературную основу игры, владение художественно – изобразительными умениями, чувством цвета, формой передачи образа литературных героев и замысла произведения, готовности художественно оформить спектакль посредством создания соответствующих декораций, костюма, игровой атрибутики и реквизита.
Включение ребенка в роль «зрителя» предполагает наличие хорошо развитых рефлексивных способностей, наблюдательности, устойчивого внимания, творческого сопереживания игре – драматизации, умений анализа спектакля, процесса исполнения ролей детьми, развертывания сюжетной линии.
Актуальность ознакомления детей с традициями русского народа обусловлена тем, что фундаментальные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, значительно обострили социальные проблемы населения, которые в первую очередь затронули его наиболее уязвимую часть - детей. Устаревшие стереотипы поведения, стандарты и ценностные ориентации разрушаются. Молодое поколение находится под давлением постоянно растущего социального стресса. В этой ситуации формирование общечеловеческих ценностей, морали и нравственных принципов происходит стихийно.
Уже в дошкольном детстве необходимо заложить в детей внутренние ориентиры, ценности, которые позволят им сформироваться в цельную сильную духовно развитую личность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость приобщения детей к русской народной культуре. Это одна из важнейших стратегических задач современного образования.
В дошкольном детстве важнейшей деятельностью является игра, в игре дети знакомятся с окружающим миром, осваивают нормы поведения, принятые в обществе. Именно поэтому обучение детей продуктивнее всего строить в игровой форме. Одним из видов игр является игры-драматизации. Для ознакомления с народными традициями игры-драматизации наиболее эффективны. Они представляют собой интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале.
Приобщение ребенка дошкольного возраста к культуре и общечеловеческим ценностям позволят заложить прочную базу для развития нравственности и патриотизма, самосознания и индивидуальности
Таким образом, игра-драматизация представляет собой полифункциональное средство, направленное на всестороннее воспитание и развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее развитие творческих способностей и познавательной активности детей, их нравственное развитие, развитие воображения, речи, памяти, внимания, ассоциации, технических и художественных способностей, двигательного ритма, пластичности детей данного возраста. А также игра-драматизация позволяет детям окунуться в традиции русского народа и почерпнуть для себя информацию о них в игровой форме.
Использованная литература
1. Ботнарь В. Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов / В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №3. – С. 25-28
2. Гиндуллина А. Р. Потенциальные возможности театрализованной игры как средства развития личности ребенка / А. Р. Гиндуллина, Г. Г. Теленкова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – Тольятти: ТГУ. - 2019. – № 7. – С. 16-20.
3. Максаков А. И. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом: пособие для педагогов дошкол. учреждений / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 173 с.
4. Петричук И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 55-61.
5. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника / Е. Рубенок // Дошкольное воспитание. – 1983. – №12. – С. 18 - 21.