Екатерина Максимова
Игра-бродилка на закрепление слоговой структуры 4 типа (по А. К. Марковой)
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).
Этапы формирования слоговой структуры слова
Публикация «Игра-бродилка на закрепление слоговой структуры 4 типа (по А, К, Марковой)» размещена в разделах
В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.
Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т. д.
Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Этот этап проходит в следующем порядке:
уточнение артикуляции сохранных звуков;
проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
гласный + гласный (ау, уа, иа)
согласный + гласный (ба-ба-ба)
гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.
Согласно классификации А. К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному) :
Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
Односложные слова (лук, кот).
Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).