Получи документы

Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

наташа махова
Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

учитель-дефектолог; Н. Л. Махова

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Публикация «Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Комму-никация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через ре-шение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

развитие связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Одним из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести в результате освоения Программы, следующее: "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками".

На овладение интегративными качествами влияют следующие умения детей, приобретенные к концу периода дошкольного обучения :

участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повы-шая голоса;

в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло-весной вежливости;

употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведе-ния; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей, свидетельствуют о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. Даже дети с нормой речевого развития испытывают трудности актуализации слов (до 20 при норме 5-10 секунд). При этом отмечается неверное лексико-семантическое представление многих понятий, сужение значения слов, замена целого слова названием части предмета и наоборот. К сожалению для многих детей вероятен риск отставания в психо-речевом развитии из- за ряда особенностей (здоровье родителей, характер протекания беременности, наследственность, период раннего развития). Дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень развития словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом осваиваются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.

Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но главное - налаживание «диалогических отношений» с партнером.

Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка от-ражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Исследователи склоняются к мысли, что диалогу надо учить.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. [4]

Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В общении со сверстником ребенку в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь.

Известно, что старшие дошкольники с недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи.

Они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.

Обучение диалогической речи обычно протекает в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают простыми синтак-сическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы-вы-сказывания с предметом и темой высказывания.

Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям с хорошо развитой произвольной регуляцией собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично впи-сываются в жизнь ребенка. [3] В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре образовательной программы и условиям ее реализации особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий выступает детская журналистика, а именно создание детьми собственных периодических изданий. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными.

Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

В своей работе по формированию диалогической речи часто используем приём словесных поручений. После выполнения которого надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

С детьми старшего дошкольного возраста обучение диалогу осуществляем в форме дидактических игр с парным взаимодействием, а также игр - инсценировок, драматизаций и традиционных народных игр. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Важной областью диалогического общения детей подготовительной группы является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Некоторые авторы рекомендует организовывать игру-фантазирование в форме сочинения фильма.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей мы организуем режиссерскую игру «Мы — журналисты», которая очень нравится детям. Журналисты и ведущие телепередач - ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются подражать. Поэтому и игра «Мы - журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же повара, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры «Подбери нужный инструмент», «Что без чего?», «В чем ошибся художник?», «Что изменилось?», «Четвертый лишний» и т. д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем. [5]

Таким образом, решаются задачи не только образовательной области «Коммуникация», но и «Познание». И только после того как дети получат достаточное количество сведений о профессии повара, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психо-логический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаи-модействие со сверстниками.

От искусства взрослых выступать интересным собеседником, партнером по играм и занятиям, организатором дел зависит содержательность, эмоцио-нальность, контекстность общения детей со сверстниками и, естественно, полноценное развитие диалогической формы речи.

В заключение, хочется сказать о том, что, для того чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным, есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать, и, естественно, вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего: «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».

Список литературы

1. В. А. Сухомлинский. Духовный мир школьника. М., 1946.

2. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л. С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966.

3. В. Я. Воронова. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.

4. Е. М. Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. М : Просвещение, 1989.

5. Е. Е Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. - М. ,1996.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие»Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие» Четвертый день Недели психологии Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 18 марта 2020 в 13:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем наташа махова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД