наташа махова
Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
учитель-дефектолог; Н. Л. Махова
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Публикация «Иcпользование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Комму-никация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через ре-шение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;
развитие связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.
Одним из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести в результате освоения Программы, следующее: "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками".
На овладение интегративными качествами влияют следующие умения детей, приобретенные к концу периода дошкольного обучения :
участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повы-шая голоса;
в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло-весной вежливости;
употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведе-ния; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей, свидетельствуют о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. Даже дети с нормой речевого развития испытывают трудности актуализации слов (до 20 при норме 5-10 секунд). При этом отмечается неверное лексико-семантическое представление многих понятий, сужение значения слов, замена целого слова названием части предмета и наоборот. К сожалению для многих детей вероятен риск отставания в психо-речевом развитии из- за ряда особенностей (здоровье родителей, характер протекания беременности, наследственность, период раннего развития). Дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень развития словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом осваиваются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.
Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но главное - налаживание «диалогических отношений» с партнером.
Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка от-ражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Исследователи склоняются к мысли, что диалогу надо учить.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. [4]
Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.
Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В общении со сверстником ребенку в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь.
Известно, что старшие дошкольники с недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи.
Они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.
Обучение диалогической речи обычно протекает в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают простыми синтак-сическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы-вы-сказывания с предметом и темой высказывания.
Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям с хорошо развитой произвольной регуляцией собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично впи-сываются в жизнь ребенка. [3] В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре образовательной программы и условиям ее реализации особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий выступает детская журналистика, а именно создание детьми собственных периодических изданий. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными.
Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
В своей работе по формированию диалогической речи часто используем приём словесных поручений. После выполнения которого надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
С детьми старшего дошкольного возраста обучение диалогу осуществляем в форме дидактических игр с парным взаимодействием, а также игр - инсценировок, драматизаций и традиционных народных игр. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Важной областью диалогического общения детей подготовительной группы является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Некоторые авторы рекомендует организовывать игру-фантазирование в форме сочинения фильма.
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей мы организуем режиссерскую игру «Мы — журналисты», которая очень нравится детям. Журналисты и ведущие телепередач - ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются подражать. Поэтому и игра «Мы - журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.
Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же повара, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры «Подбери нужный инструмент», «Что без чего?», «В чем ошибся художник?», «Что изменилось?», «Четвертый лишний» и т. д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем. [5]
Таким образом, решаются задачи не только образовательной области «Коммуникация», но и «Познание». И только после того как дети получат достаточное количество сведений о профессии повара, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.
В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психо-логический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаи-модействие со сверстниками.
От искусства взрослых выступать интересным собеседником, партнером по играм и занятиям, организатором дел зависит содержательность, эмоцио-нальность, контекстность общения детей со сверстниками и, естественно, полноценное развитие диалогической формы речи.
В заключение, хочется сказать о том, что, для того чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным, есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать, и, естественно, вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего: «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».
Список литературы
1. В. А. Сухомлинский. Духовный мир школьника. М., 1946.
2. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. Л. С., Выготский. // Вопросы психологии, 1966.
3. В. Я. Воронова. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
4. Е. М. Гаспарова. Режиссерские игры дошкольника. М : Просвещение, 1989.
5. Е. Е Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. - М. ,1996.