Виктория Коряка
Конспект занятия по ознакомлению с творчеством И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
-Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
-Формировать универсальные учебные действия.
- Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы, знать особенности жанра басни.
- Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с творчеством И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
-Добрый день,ребята и уважаемые гости!
Воспит. :Сегодня наше занятие посвящено творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Мы вспомним прочитанные басни и ещё раз переосмыслим их значение и поучительность. Я надеюсь,это занятие вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят.
Её давно мы затвердили.
Её и внуки затвердят.
П. Вяземский
Иван Андреевич Крылов…Всмотритесь в его портрет. Образ «Дедушки Крылова» возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем,кто он писатель,драматург или баснописец. И только потом,позже,мы осознаем,что Крылов- прежде всего замечательный русский баснописец.
Ни один литератор не пользовался такой славой,как он и его басни. Высоко ценил его творчество А. С. Пушкин,назвав Крылова «Самым народным поэтом,превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов» назвал народ писателя.
В Санкт-Петербурге в 1855 г. в Летнем саду поставили памятник великому Крылову. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.
Прошло 249 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Потому что он писал о том,что волнует людей,о добре и зле.
Воспит. : Так что же такое басня?
Кирилл Д. : Басня- это краткий рассказ в стихах или прозе,нравоучительного характера,где главные герои-животные,растения,предметы.
Влад П. : -язык басни простой,хорошо запоминается,особенно начало и конец,где выражена основная мысль-мораль.
Воспит. : Что такое мораль?
Кирилл Д. : Мораль-начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом,где выражена главная мысль.
Воспит. : -правильно,мораль-это главная мысльбасни.
Воспит. : С какой целью писались басни?
Дима Д. : Цель басни-показ человеческих пороков. Их высмеивание.
Воспит. : Мы с вами читали много басен. Скажите какие пороки,высмеивал Крылов?
Сергей Б. : Зависть,ложь,хвастовство,невежество,эгоизм,скупость,лицемерие.
Воспит. : Крылов боролся с недостатками и пороками которые мешают людям жить в мире и согласии. Его окружением были басни,которые учили жить по справедливости.
Физминутка
Быстро встали,улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка!Плечи распрямите,
Поднимите,опустите.
Вправо,влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели,встали. Сели,встали.
Воспит. : Сегодня мы с вами остановимся на одной из басен Крылова. Ребята, сейчас внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. Данил Р. : (Муравьи)
Виталик А. : (Стрекоза)
Воспит. : Правильно,сегодня мы будем читать басню «Стрекоза и муравей».Но для начала я вам включу аудио басни,мы ее прослушаем и про себя прочитаете после мы ее прочитаем по ролям.
Чтение басни по ролям.
Басня «Стрекоза и муравей»
Рассказчик:Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она :
Стрекоза :Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей :Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
Стрекоза :До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей :А, так ты.
Стрекоза :Я без души лето целое все пела.
Муравей :Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Словарная работа:
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)
В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)
лето красное — тёплое, красивое, солнечное
оглянуться не успела — очень быстро
до вешних дней — до весны
голову вскружило — обо всём забыла
помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчувственное
злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена
нужда — недостаток в необходимом
Воспит. : Какая мораль басни?
Данил Р. : Автор высмеивает лень.
Воспит. : Что осуждает автор?
Кирилл Д. : Крылов осуждает лень,беспечность. Он выражает народную мудрость. Которая считает труд основой жизни и благополучия,и не прощает тех,кто бездельничает.
Воспит. : Скажите как вы думаете если вы все время будете лениться,не учиться то вы добьетесь чего-нибудь в жизни?
Влад П. :Если мы будем лениться как стрекоза то нас в будущем ничего не ждет.
Воспит. :А если вы будете трудиться как муравей,то что тогда вас ждет?
Сергей Б. :Если мы будем трудиться,то в будущем добьемся хороших целей,и главное для нас сейчас учеба.
Воспит. : А теперь после прочтения басни,мы с вами разгадаем кроссворд.
По горизонтали
3. Как Крылов называет стрекозу
4. Любимое время года героини
5. Какое время года приближается в басне "Стрекоза и Муравей"
7. Что Стрекоза делала всё лето
По вертикали
1. Фамилия автора басни
2. как Стрекоза обращается к Муравью
3. Закончи: "Ты всё пела, это дело. Так пойди и. "
6. К кому за помощью обращается Стрекоза
Воспит. :Сейчас мы немного отдохнем и посмотрим мультфильм «Стрекоза и муравей»
Воспит. : Скажите после просмотра мультфильма с какими пословицами перекликается басня?
Сережа Б. : Труд кормит,лень портит.
Дима Д. : Как потопаешь,так и полопаешь.
Кирилл Д. : По работе и награда.
Данил Р. : Делу время,потехе час.
Воспит. : Вот мы с вами прослушали и посмотрели басню. Возможно,кто-то узнал в басне себя,кто-то своих друзей.
Воспит. : Как вы думаете,чему учат басни?
Данил Р. : Басни учат быть хорошими людьми-трудолюбивыми, справедливыми, добрыми, честными, вежливыми,скромными.
Влад П. : - басня дает мудрые советы, как бороться с жадностью,лестью,невежеством.
Воспит. : Вечен Крылов, пока живы зависть. Воровство,неблагодарность,трусость,пока несовершенен род человеческий.
Я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше.
Закончим наше занятие строками замечательного стихотворения М. Исаковского
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
-Спасибо за занятие, подготовку к занятию, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.