Максименко Ольга
Художественно-эстетическое воспитание в средней школе Франции
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание
О. А. Максименко
Аннотация. В статье выявлены особенности среднего образования во Франции, а также проанализированы основные направления художественно-эстетического воспитания и образования в колледжах и лицеях Франции. Обобщены материалы, связанные с результатами реформ в художественном образовании во Франции.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание в средней школе Франции» размещена в разделах
- Средняя школа. 5-9 классы
- Франция. География для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Охарактеризованы предметы художественного направления для учащихся колледжей и лицеев в виде дополнительных занятий по специальному плану (проекту). К
данным предметам относятся музыкальное воспитание (восприятие и исполнение,
театр и драматические занятия, танцы и хореографическое искусство, искусство фотографии, прикладное искусство, изобразительное искусство, цирковое мастерство.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание; музыкальное
воспитание; танцы и хореографическое искусство; изобразительные искусства; образование; колледжи; лицеи; система образования Франции.
Как известно, система образования многих стран мира постоянно
совершенствуется, подвергается реформированию. В связи с этим учебные заведения нашего государства ориентируются на мировые тенденции и стремятся перенять опыт, в первую очередь, европейских стран,
которые вошли в систему Болонского соглашения.
Одной из таких стран является Франция, система образования которой считается одной из лучших в мире. Обобщая передовой опыт
французской педагогической науки в сфере художественного образования и воспитания в среднем образовательном звене – колледжах и лицеях, отметим, что основой для его качественного преобразования послужила совместная инициатива двух министерств – культуры и образования. Кристьян Альбанель, французский министр культуры и связей, и
Ксавье Дарко, министр народного образования Франции, представили в
Совет министров документ, касающийся внедрения в процесс обучения
молодежи обновленной системы художественно-эстетического воспитания. В частности, в соответствии с новыми положениями, с 2009–2010
учебного года в колледжах и лицеях было пересмотрено содержание ряда учебных курсов (истории, литературы и языка) с целью интеграции в
их содержание материала по истории искусств [1. C. 14].
В соответствии с новыми положениями системы художественно-эстетического воспитания молодежи было предложено постепенно увеличивать в колледжах и лицеях число специализированных классов, в
которых преподаванию искусства было бы посвящено значительное количество учебного времени (от 200 до 500 часов) [1. C. 14–15]. Художественные специализации этих классов различны: музыкальное, хореографическое, театральное, изобразительное искусство. Также планировалось постепенно увеличивать число учащихся, принимаемых в музыкальные, танцевальные и театральные школы.
В результате создания классов с художественно-эстетическим
уклоном восприятие школьниками художественных произведений, а
также общение с артистами стали систематическими, а посещение культурных учреждений – целенаправленным. Свою задачу педагоги видели
в том, чтобы приучить каждого ученика к художественному общению
через систематическое посещение национальных и местных культурных
учреждений. Культурный этап программы художественно-эстетического
воспитания молодежи, разработанный в партнерстве с культурными
учреждениями, с сентября 2009 года внедряется во все учебные планы
колледжей и лицеев Франции [3].
C 2008 учебного года преподаватели извлекли пользу от бесплатного посещения всех музеев и национальных памятников, находящихся под
эгидой Министерства культуры и высшего образования Франции.
Например, с первого полугодия 2008 года публичным теле- и радиоканалам было предложено вносить предложения в плане художественного и
культурного воспитания, в частности создавать различные видеофильмы
по заказу [3. C. 57].
Для учащихся колледжей и лицеев открылась возможность изучать
в виде дополнительных занятий по специальному плану (проекту) предметы художественного направления : музыкальное воспитание (восприятие и исполнение, театр и драматические занятия, танцы и хореографическое искусство, искусство фотографии, прикладное искусство, изобразительное искусство, цирковое мастерство [2. C. 3].
В колледже и лицее музыкальное воспитание для всех учащихся
является одной из составляющих общего обязательного образования.
Кроме того, его содержание интегрируется в другие области знаний, такие как история, литература, точные науки. Данный предмет ставит три
воспитательные цели : восприятие и исполнение музыки; интерпретацию
и сочинение музыки; знакомство с различными музыкальными направлениями и техниками исполнения, их характеризующими [1. C. 17].
Такая учебная дисциплина, как «Театр и драматические занятия»
предлагают учащимся колледжей и лицеев всех уровней набор разнообразных программ обучения, включающий: 1) изучение театрального искусства в процессе преподавания предметов по специальности или факультативных занятий в лицее, согласованных с программами по получению степени бакалавра; 2) деятельность, связанную со знакомством с
театром на уроках французского языка, которая предполагает, в том числе, работу на сцене вместе с артистами, осмысление и обсуждение просмотренных спектаклей, проведение спаренных занятий [1. C. 17].
Танцы и хореографическое искусство представлены в учебной программе лицеев и колледжей в различных формах: 1) как предметные занятия в лицеях, связанные с программой по получению степени бакалавра; 2) как специфические предметы (так называемые art-danse) или занятия, входящие в физическое и спортивное воспитание; 3) как специальные занятия в колледже, связанные с программами, относящимися к физическому и спортивному воспитанию [1. C. 18].
Несмотря на то, что фотография считается относительно «молодым» видом искусства, она уже является неотъемлемой частью истории
искусств. Учебные программы по искусству фотографии – «Образы» –
представлены во всех учебных планах, а их целью является обучение
учеников анализу и интерпретации фотографических образов, как исторических, так и современных.
Изобразительное искусство в колледже является обязательным
предметом и включает в себя различные художественные области и виды
художественной деятельности : живопись, скульптуру, рисование, архитектуру, фотографию и новые формы производства художественных образов. В лицее обучение изобразительному искусству проводится в форме факультатива (при получении степени бакалавра, а также изучается в
форме художественной деятельности («художественные мастерские») в
классах РАС (с культурным уклоном).
Что касается циркового искусства, оно изучается в колледже, а также
было введено и в лицеях как специальное образование (диплом общего и
технического бакалавра) под названием «Цирковое искусство» [1. C. 18].
158
Таким образом, благодаря партнерству Министерства культуры и Министерства образования Франции в колледжах и лицеях были созданы классы с художественно-эстетическим уклоном. Учащиеся колледжей и лицеев
получили возможность изучать предметы художественного направления в
виде дополнительных занятий по специально предложенному плану.
На наш взгляд, полезным для отечественной педагогической науки
может стать опыт объединенного сотрудничества двух французских министерств, а также опыт создания методического обеспечения современного процесса эстетического воспитания и художественного образования
молодежи во Франции.
Abstract. The article features development of art education in colleges and lyceums of France. The results of reforms in branch of art education in France are generalized.
Features of secondary education in France are revealed, and the main trends of art and esthetic education, as well as education in colleges and lyceums of France are analyzed. The
paper describes the subjects of art-based curriculum for pupils of colleges and lyceums
that are supposed to be supplementary and follow the specific program (project). These
can be as following : musical education (perceiving and performing, drama, dance and
choreographic art, photography, applied art, fine arts, circus art.
Keywords : artistic and aesthetic education; education; colleges; lyceums; system of
education in France.
Литература
1. ducation arts culture // Le portal interminist riel d’information pour
l’ ducation artistique et culturelle. Septembre. 2009. № 9. P. 13–18.
2. Lestage A. Plaidoyer pour des Apprentissages charges de culture // Le Monde
de l’education. 2001. № 7. Р. 1–6.
3. Seri M. Culture l’ecole : l’art sans la maniere // Le Monde de l’education.
Septembre. 2001. P. 56–57.