Светлана Гринина
Художественно-эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность[5] .
Целью работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. А задачи направлены на формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи и приобщение к словесному искусству.
Чтение должно выступать культурной практикой в совместной деятельности ребенка и взрослого, а ребенок – являться участником мыслительного и познавательного процесса слухового восприятия, участником чтения как события, связанного с присутствием в нем взрослого [1].
При формировании культуры детского чтения у детей пятого года жизни необходимо учитывать следующее:
• в книгах должны быть четко определены нравственные представления, даны примеры положительного и отрицательного поведения, показаны хорошие и плохие поступки героев;
• чтение произведений художественной литературы и последующие формы работы должны содействовать в развитии нравственно-ценностного словаря: «хорошо - плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый - злой», «жадный- щедрый», «жестокий» и т. д. ;
• необходимо читать произведения, в которых четко даны представления о формировании гендерной идентичности и об элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины – сильные и смелые, женщины – нежные, заботливые и т. д.)[2] .
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет «уголок книги», созданный в группе. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам[3] .
В «уголке книги» воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой (для детей пятого года жизни) :
• закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой;
• воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней;
• во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности;
• иллюстрации (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).
Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства.
Приобретению знаний по литературе, так же способствуют литературные игры. Пример некоторых из них, рассчитанные на детей пятого года жизни.
• Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (до 8-ми, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь. Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
• Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы: В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»? В каких сказках действие происходят в лесу? и т. д. [3]
В формировании у дошкольников любви к художественным произведениям существенную роль играет семья, перед которой стоит задача по воспитанию грамотного читателя. Эта задачу семья может реализовать через ежедневное чтение ребенку художественных произведений, рассматривание книг, иллюстрации к ним, беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось ребенку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка, учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело, формировать нравственные качества ребенка[4] .
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг должно осуществляться через художественное слово, так как оно обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, дети живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло. Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление.
Литература.
1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду/М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М. : Просвещение, 1980.- 224с.
2. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 1972. – 152с.
3. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2008. – 80 с.
4. Микляева Н. В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения : метод. пособие / Н. В. Микляева, Т. С. Мишина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 80 с.
5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский – М. : Просвещение, 1978. – 488с.