Светлана Владимировна Никулина
Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного края является необходимым и важным условием при формировании у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о традициях и праздниках, о промыслах и ремеслах, об особенностях природы, о малой родине и социокультурных ценностях ее народа, что в свою очередь способствует усвоению норм и ценностей, принятых в нашем обществе, а также формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к родному краю (ФГОС ДО) [1].
МДОУ «Д/с № 73» г. Магнитогорска уделяет внимание художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста через знакомство с культурой народов Южного Урала.
Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста эстетическую личность посредством знакомства с культурой народов Южного Урала.
На основе поставленной цели нами выдвигались следующие задачи:
1. Приобрести элементарные знания детей младшего дошкольного возраста о народных промыслах, о декоративно-прикладном искусстве Южного Урала.
2. Получить эстетические представления дошкольников об уральских произведениях искусства при их восприятии.
3. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона.
4. Создавать условия для творческого саморазвития дошкольников в процессе разнообразных видов художественной деятельности [2].
В МДОУ «Д/с № 73» г. Магнитогорска для художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста создаётся благоприятная развивающая среда.
Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, в групповой комнате необходимо разместить предметы декоративно-прикладного искусства Урала : фигурное чугунное литьё, роспись по металлу, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др. [4].
Художественно-эстетическому развитию младших дошкольников способствует место для работы. Предлагаемый в процессе занятия материал должен соответствовать возрастным возможностям ребёнка и быть разнообразным.
В ходе изучения темы «Каслинское литьё» дошкольники выполняют перила, решётки, посредством выкладывания нитки на пластилиновой основе.
При изучении темы «Камни Южного Урала» с детьми младшей группы можно расписать камни пластилином, гуашью. Другой вариант расписать бумагу в техники набрызга, далее можно вырезать любой силуэт. Рисование узора камня техникой монотипии, на мятой бумаге.
В аппликации можно использовать технику мозаики.
Для приобретения навыков выполнения простейшего графического элемента росписи травного мазка, необходимо кисть поставить вертикально. С начала нужно поставить только кончик кисти и постепенно опустить её до конца бумаги. Затем кисть быстро отрывают, чтобы получился мазок в виде капельки.
При украшении изделий детям младшего дошкольного возраста будут доступны такие элементы как «змейка», «ягодка».
При выполнении элемента «змейка» дети берут кисть с краской, ставят её вертикально широкой плоскостью к себе и выполняют шажки. Для этого нужно вести на себя то один, то другой край кисти. В зависимости от величины шага получается разный рисунок змейки.
Элемент «змейка» можно дополнить ещё одним движением: шагая левым краем кисти – плавно вести ее влево; шагая правым краем – плавно ведите ее вправо. В зависимости от величины шага и от величины движения кисти в сторону получится множество вариантов элемента.
Мотив «ягодка» напоминает подмалевок в городецкой росписи. Нужно набрать на кисть краску одного цвета, уложить ворс лопаточкой. Поставьте кисть вертикально к листу бумаги и, вращая ее в пальцах, описать круг.
Эффективным приемом в этой работе будет использование и игр-упражнений разного назначения («Найди уральскую роспись», «Третий лишний», «Уральская роспись» по типу разрезных картинок, «Найди по схеме», «Найди по росписи схему», «Веселые - грустные мотивы» и др.).
В процессе непосредственной образовательной деятельности необходимо использовать наглядные средства – это может быть как готовый образец, так и фотография. Хорошо подготовить презентацию, которая позволит наглядно показать изделие, поделку, особенности её изготовления.
В работе по ознакомлению дошкольников с народными промыслами в первую очередь необходимо воспитателю знать историю и технологию того или иного народного промысла.
После выполнения изделий, все детские работы размещаются в специально отведённом месте в групповой комнате. Помимо выставки детских работ, следует организовать «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов, динамические образцы [3].
В процессе непосредственной образовательной деятельности лучше использовать синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок, инструментальной музыки). Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является включение в содержание занятий традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений.
Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности.
Список использованных источников
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https:// минобрнауки. рф. pdf
2. Бутенко Н. В. Декоративно-прикладное искусство Урала как культурное средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://cyberleninka.ru
3. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ Составитель С. Н. Обухова. – Челябинск, 2012. – 75 с.
4. Шабалина, Н. М. Традиционные народные промыслы как основа развития художественной промышленности в XX веке: региональный аспект изучения в науке и образовании // I Международный конгресс традиционной художественной культуры : проблемы фундаментальных исследований народного искусства. - Ханты Мансийск, 2013. - С. 511-516.