Марина Пичугина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Среди одних из важных задач для логопедов в воспитании и обучении детей в детском саду - это развитие речи и речевое общение.
Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: коррекция звукопроизношения, развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, развитие фонематического слуха; воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. Ни для кого не секрет, что развитие речи и мышления дошкольника находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики. Чем лучше развито мастерство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников позволяет решить как эти, так и многие другие задачи развития и воспитания.
На основе поставленных коррекционных задач используем ряд разделов для художественно-эстетического развития детей на логопедических занятиях. Это такие разделы, которые условно можно назвать:
«Сказки»
1. Использование сказок дидактического характера. На этапе автоматизации и (или) дифференциации звуков. Предлагаем ребенку стать героем сказки, перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию, либо предлагаем самостоятельно додумать окончание сказки, также ребенок сам может предложить сюжет сказки. Задаем вопросы, требующие нестандартных ответов.
2. Использование сказочных персонажей на занятиях.
«Коррекционная ритмика»
1. Использование на занятиях различных физкультминуток, подвижных игр, элементов логоритмики.
«Рисунок»
1. Развитие графомоторных навыков. Обведение по пунктирным линиям и раскрашивание рисунков. Задания даются не только для работы в детском саду, но и так же предлагается в виде домашнего задания.
2. Использование на занятиях картин художников, отражающих тему, время года, события и т. д. для рассматривания, либо их замена на фотографические изображения.
«Мнемотехника» («Мнемотаблицы»)
Это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.
1. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
2. При составлении рассказа-описания так же мнемотаблицы оказывают детям помощь. С помощью иллюстрированного плана рассказывания детям легче построить связные предложения, объединяя их в единый смысл.
«Театр»
1. Проигрывание детских сценок, миниатюрок.
2. Пальчиковый театр.
«Народное творчество»
1. Широкое применение загадок, скороговорок, потешек, пословиц и поговорок.
«Конструирование»
1. Конструирование из ниток, шнурков, счетных палочек.
2. Конструирование из прищепок.
Наша задача — раскрыть в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей является важным информационным и коммуникативным каналом.