Семенова Наталья Ивановна
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческий проект
«Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Информационная карта проекта
Полное название проекта Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Публикация «Художественно-творческий проект „Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Продолжительность проекта Долгосрочный, 1 год – 2021-2022 учебный год
Тип проекта Художественно-творческий
Участники проекта (взрослые, дети) дети подготовительной группы, педагогическая и родительская общественность
Возраст детей 6-7 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект Проблема развития творческих способностей, условия их формирования, исследовалась учеными разных направлений на протяжении многих лет (Я. А. Каменский, А. Макаренко, К. Д. Ушинский и др., но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются новые грани, если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.
Цель проекта Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта • Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности
• Формировать у детей изобразительные умения и навыки
• Развивать творческое воображение и фантазию
• Воспитывать художественно-эстетический вкус
Краткое описание проекта Проект позволит :
- развивать интерес к изобразительной деятельности в процессе знакомства с нетрадиционными техниками рисования;
- повысить компетенцию родителей в вопросах развития творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;
- выявить эффективность влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников;
- способствовать созданию предметно – развивающей среды по теме проекта;
- привлекать внимание ребенка к красоте природы, богатству её красок, побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность, используя нетрадиционные техники
Форма работы проекта • Выставка детских рисунков
• Выставки коллективных и индивидуальных работ
• Открытый показ образовательной деятельности с использованием ИКТ
• Мастер-класс для педагогической общественности
• Родительское собрание «Развитие творческих способностей и активизация интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
• Консультации для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей
Название итогового мероприятия проекта Интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением педагогов в форме игры-путешествия
Продукты проекта :
• для детей;
• для педагогов;
• для родителей. коллективные и индивидуальные творческие работы
картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
консультации, беседы, мастер-классы, организация и проведение конкурсов
Ожидаемые результаты по проекту
• для детей;
• для педагогов;
• для родителей. - сформировать интерес к изобразительной деятельности, умение применять усвоенные нетрадиционные техники рисования, получать эстетические впечатления при восприятии своих работ;
- создать условия для активизации интереса к изобразительной деятельности у детей группы;
- повысить компетенцию родителей, сформировать у родителей позицию «активных участников» в реализации проекта;
- компетентность родителей в развитии творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
«. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»
В. Л. Сухомлинский
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Обоснование необходимости проектов
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель и задачи проекта
Цель проекта - развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности.
• Формировать у детей изобразительные умения и навыки.
• Развивать творческое воображение и фантазию.
• Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Подходы и методы их реализации:
• Выставка детских рисунков.
• Выставки коллективных и индивидуальных работ.
• Открытый показ образовательной деятельности с использованием ИКТ.
• Мастер-класс для педагогической общественности.
• Родительское собрание «Развитие творческих способностей и активизация интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
• Консультации для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.
Название итогового мероприятия проекта - интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением родителей и педагогов в форме игры-путешествия.
Проект позволит :
- развивать интерес к изобразительной деятельности в процессе знакомства с нетрадиционными техниками рисования;
- повысить компетенцию родителей в вопросах развития творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;
- выявить эффективность влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников;
- способствовать созданию предметно – развивающей среды по теме проекта;
- привлекать внимание ребенка к красоте природы, богатству её красок, побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность, используя нетрадиционные техники.
Структура проекта не случайна, так как нетрадиционные техники :
- во-первых, наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален:
- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет.
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал
Октябрь
1
неделя
«Осенний лес». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати. Лист бумаги, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
2
неделя
«Ёжик». Отпечаток листьев. Рисование поролоновым тампоном. Закрепит технику печатания листьями. Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны.
3
неделя
«Яблочко». Рисование ватными палочками Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками. Альбомный лист, на котором нарисован, но яблоко ватные палочки, гуашь, баночки с водой.
4
неделя
«Компот из яблок» Оттиски печатками яблока Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из яблока красками разного цвета. Развивать речь и мышление. Половинка яблока, гуашь (красного, желтого, зеленого цвета, альбомный лист.
Ноябрь
1
неделя
«Веточка смородины»
Отпечаток листьев. Рисование ватными палочками Учить детей рисовать веточку смородины, техникой печатания листьями, а кустик с ягодками ватными палочками. Учить передавать особенности изображаемого предмета. Альбомный лист, гуашь, листочки, ватные палочки.
2
неделя
«Барашек». Рисование скомканной бумагой. Познакомить детей с новой техникой, рисование смятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Альбомный лист, на котором нарисован силуэт барашка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.
3
неделя
«Петушок, петушок». Рисование пальчиками Познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху. Краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.
4
неделя
«Яблоко поспело» Монотопия Познакомить со способом монотопии и получение уникального симметричного отпечатка. Лист бумаги сложенный пополам, гуаш, кисть, салфетка
Декабрь
1
неделя
«Узоры на окнах». Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки
2
неделя
«Пушистый зайчонок». (рисование по трафарету). Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон
3
неделя
«Елочка» Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
4
неделя
«В лесу родилась елочка»
(Рисование методом тычка)
«украсим елочку» (пальчиковая живопись) Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма. Листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь.
Январь
2
неделя
«Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.
3 неделя «Снеговичок»
Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
4
неделя
Коллективная работа «Осминожки» Рисование ладошкой Закрепить технику рисования ладошками. Развивать воображение, творчество. Разноцветная гуашь, большой лист бумаги, кисти, Баночки с водой.
Февраль
1
неделя
«Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа) Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь
2
неделя
«Снежинки». (Рисование крупой или солью).
Данными снежинками украшаем группу. Познакомить с техникой рисования крупой или солью. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки.
3
неделя
«Кораблики» Рисование восковыми мелками и кистью Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой.
4
неделя
«Снежинки». Свеча, акварель Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Март
1
неделя
«Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
неделя
«Золотая рыбка». Рисование мыльными пузырями и ладошкой Учить детей гуашь смешивается с шампунем, разливать в емкости, вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно доставать соломинку и сверху прикладывается чистый лист и прижимать ладонью, получается отпечаток. Альбомный лист, моющее средство, гуашь
3
неделя
«Облака». (Рисование по сырому фону, или рисование тампоном). Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
4
неделя
«Березка». Показать детям как можно с помощью карандашной стружки создать образ березы. Развивать воображение, наблюдательность. Белая бумага, карандашная стружка. клей.
Апрель
1
неделя
«Подводное царство». (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью) Познакомить детей с различными техниками рисования;
- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др. ;
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Бумага белого или голубого цвета; гуашь разного цвета; ватные палочки; пробки; соль. Влажные и бумажные салфетки. Губки для гуаши.
2
неделя
«Пасхальное яйцо»
Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень
3
неделя
«Муравейник» Аппликация из листьев чая Показать детям как с помощью листочков чая создать муравейник. Листы белой бумаги, чай
4
неделя
«Красивые цветы для пчелки». рисование ладошкой и пальчиками Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность. Листы белой бумаги, красная и зеленая гуашь, салфетки
Май
1
неделя
«Первомай». Пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Открытки с цветами, картон, пластилин
2
неделя
«Радуга-дуга». Обрывная аппликация С помощью обрывной аппликации, познакомить детей с чередованием цветов радуги. Развивать мелкую моторику рук, воображение Альбомный лист на котором нарисован контур радуги, цветная бумага, клей.
3
неделя
«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
4
неделя
«Расцвели одуванчики». Метод тычка Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
Сентябрь 2021 – май 2022 года
I этап – подготовительный: сентябрь 2021
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания художественно-творческого проекта
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.
II этап – основной: октябрь 2021– апрель 2022г.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей 6-7 летнего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2022г.
1. Итоговое мероприятие - интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением педагогов в форме игры-путешествия.
Заключение
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад, и принимают участие в конкурсах детского рисунка.
Методическое обеспечение проекта
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»»/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
5. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии/учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
6. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество/Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.
9. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет/Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.
10. Лыкова «Занятия по изобразительной деятельности