Татьяна Скрягина
Художественно-продуктивная деятельность детей (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в течении года по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Научный руководитель Л. Г. Петерсон. Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, я с интересом и полученными знаниями (после прохождение курсов) старалась перекладывать технологию «Ситуации» на художественно-эстетическое развитие своих воспитанников. И вот какие результаты я получала от детей на протяжении всего учебного года.
Знакомила детей с народной игрушкой (филимоновской,
Публикация «Художественно-продуктивная деятельность детей (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
дымковской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов.
Что, содействует формированию способов зрительного и тактильного обследования предметов для уточнения восприятия их формы, пропорций, цвета, фактуры. Помогала детям выявить ассоциативные связи между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями. Проводила наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.).
Помогала детям научиться «входить в образ». Создавала условия для освоения детьми обобщенных способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм). Вызывала интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Птички в гнёздышке», «Праздничный букет», «Зелёный лужок», «Праздничная ёлочка» и т. д.).
Постоянно интегрировала виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование).
В лепке я показывала детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное тесто, влажный песок, снег, бумажная масса дляпапье-маше, познакомила с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, расширяла возможности воздействия на материал с помощью рук и различных приспособлений (формочки, стеки, в непосредственно образовательной и свободной деятельности создавала образовательные ситуации, в которых дети:
•осмысленно воспринимают обобщенную форму предметов (шар, куб, цилиндр, диск, используя образные названия (шарик, кубик, валик или столбик, лепешка, выделяют их яркие и наиболее характерные признаки;
•узнают и самостоятельно лепят базовые формы (шар, цилиндр, а также
видоизменяют их по замыслу – преобразовывают в иные формы (шар сплющивают в диск, цилиндр замыкают в кольцо, получая при этом конфеты, печенье, бублики, баранки;
•создают оригинальные образы из двух-трехчастей, передавая общую форму и условные пропорции, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнёздышке);
•уверенно, эмоционально, с интересом и увлечением лепят различные фигурки с помощью ладоней (круговое и прямое раскатывание, сплющивание) и пальчиков – отщипывают кусочек, соединяют детали, примазывая их друг к другу; защипывают край; разглаживают фигурку; вытягивают небольшое количество пластического материла для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
•синхронизируют работу обеих рук, в результате чего координируется работа глаз и рук (формируется зрительный контроль за движениями рук); учатся соизмерять нажим ладоней на пластическую массу.
В рисовании я старалась содействовать развитию зрительного восприятия, формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира, создавала условия для их активного познания, обогащения художественного опыта, на основе которого дети:
•рисуют карандашами, фломастерами, мелками – проводят разные линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкают их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы (дорожка, солнышко, мячик, яблоко, домик);
•осваивают навыки рисования кистью – аккуратно смачивают и промывают, набирают краску на ворс, ведут кисть по ворсу, проводят различные линии;
•создают простейшие орнаменты, рисуют и раскрашивают замкнутые формы, создают выразительные образы (воздушный шар, колобок, снежинка);
•отображают свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими, живописными, декоративными средствами;
•самостоятельно используют уже освоенные изобразительно выразительные средства, стремятся к созданию сюжета в гнездышке, цыплята на лугу);
•выражают свое эмоциональное состояние, передают отношение к изображаемому; при этом сопровождают движения карандаша или кисти игровыми действиями, ритмичными попевками и словами ( например: «Дождик, чаще – кап-кап-кап!»,«Бегут ножки по дорожке –топ-топ-топ!»);
•в самостоятельной художественной деятельности проявляют устойчивый интерес к рассматриванию иллюстраций, рисованию и раскрашиванию.
В аппликации я знакомила детей с бумагой как художественным материалом, создавала условия для экспериментального освоения ее свойств (легкая, тонкая, красивая, яркая, «послушная», бывает мягкая и жесткая, белая и цветная, способов изменения в результате различных действий (сминается, складывается, разрывается, разрезается, приклеивается) и на этой основе дети:
•создают выразительные образы (цыплята на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки на траве, кудрявая овечка) из комков мятой, кусочков и полосок рваной бумаги;
•раскладывают и приклеивают готовые формы (наклейки, фантики, силуэты из цветной и фактурной бумаги, создавая при этом выразительные образы, коллективные коллажи и простые сюжетные композиции.
В художественном конструировании создавала условия для знакомства детей с конструктивными возможностями и художественными особенностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с бумагой, картоном, гофрокартоном, природным материалом (песок, снег, камушки, ракушки, шишки, жёлуди, веточки). Показывала способы преобразования материалов в различные конструкции: складывание, выкладывание на основе силуэта или контурного рисунка, формовка, сминание и выявление образа в рукотворной форме, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое. Во всех образовательных ситуациях обращала внимание детей на то, что результат (конструкция) отличается от исходного материала и составляющих элементов. Дети в сотворчестве с мной и другими детьми или индивидуально создают постройки из песка, снега, бумажных полосок и комочков, природных материалов (домик, заборчик, город, торт, человечек, собачка, цветок, дерево и др.).
В художественном труде дети знакомились с доступными их пониманию видами рукоделий и в игровой форме воспроизводят некоторые трудовые операции (стучат игрушечными молоточками, шьют воображаемой иглой или палочкой, лепят кондитерские изделия из песка, глины, соленого теста). Мною обращалось внимание детей на трудовые действия и взаимоотношения людей, описываемые в потешках, песенках, стихотворениях, народных сказках. По возможности вовлекала детей в изготовление несложных игрушек из бумаги, фольги, глины, ткани, природного материала. Эти изделия обыгрываются детьми в процессе создания и затем используются для самодеятельной игры, оформления интерьера (кукольного, детского, а также для подарков и сувениров.