Папки-передвижки

Художественная литература-умственного, нравственного и эстетического развития источник

Марина Пищальникова
Художественная литература-умственного, нравственного и эстетического развития источник
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый из нас слышал, любить читать это хорошо, что книга это источник знаний. Но, к сожалению, на сегодняшний день, в век развития компьютерных и других технологий, дети предпочитают чаще получать информацию из разнообразных источников : телепередач, компьютера и редко говорят о книге и чтении.

Мы знаем, что чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством познавательного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Публикация «Художественная литература-умственного, нравственного и эстетического развития источник» размещена в разделах

Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка.

«Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»-В. А. Сухомлинский

Художественная литература развивает и формирует :

• социальный опыт дошкольника;

• правильное отношение к природе;

• умение бережно обращаться с живыми существами;

• положительное отношение к труду;

• знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами.

Поэтому особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Принципами нашей работы являются :

• тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

• интеграция различных направлений воспитательной работы с разнообразными видами деятельности детей (развитие речи, коммуникативные способности, различные игры);

• активное включение детей в повседневную деятельность;

максимальное использование развивающего потенциала художественной литературы в создании речевой среды.

Мы используем методы ознакомления с художественной литературой :

чтение книги или передача текста наизусть;

рассказывание - относительно свободная передача текста (дает большие возможности для привлечения внимания детей);

инсценирование (метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением);

заучивание наизусть (выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей).

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм.

Знакомство в детском саду ребенка с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читаем авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Детям необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки можно не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).

Для старших детей необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагоги выполняют и задачи воспитания.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Имея большой опыт работы в детском саду можно заметить, что круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Использование компьютерных технологий для работы в ДОУ». В нашем городе (г. Мурманск) 6-го декабря 2012 года проходила городская научно-практическая конференция "Инклюзивное образование детей с.

Проект «Книга — лучший друг» Проект Тема: «Книга – лучший друг» Актуальность проекта: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература-умственного, нравственного и эстетического развития источник
Опубликовано: 15 июля 2014 в 21:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература-умственного, нравственного и эстетического развития источник» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пищальникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД