Ефимова Марина
Художественная литература как условие речевого и нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языка, поэтому в этот период, нужно создавать условия для развития устной речи, так как это фундамент, как для письменных форм речи, так и последующего речевого и языкового развития. Именно в этот период, одним из важных направлений является воспитание интереса к художественному слову. Умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании, приводит к развитию у детей поэтического слуха, а на этой почве развивается его способность к словесному творчеству.
Публикация «Художественная литература как условие речевого и нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
Старший дошкольный возраст благодарный для развития творчества, познавательной активности и интереса детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний. Особое внимание следует уделять социально-нравственному развитию детей, становлению их взаимоотношений с окружающими. Воспитатель, пользуясь примерами литературных героев, должен показывать доброе, заботливое отношение к людям, побуждать детей замечать состояние героев (разуется, грустит, печалится) и учить проявлять эмпатию. Это способствует Нравственному развитию и позитивному формированию жизненного опыта детей.
Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. Условием нравственного развития дошкольников является не только чтение художественной литературы, но и анализ прочитанного и последующее содержательное общение. Л. С. Выготский говорил, что "Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки".
По мнению Ф. А. Сохина художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
В художественном произведении слова и их сочетания дают яркие образы в сознании детей, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарный запас. Использование в воспитательном процессе художественных произведений, дает воспитателю возможность эффективно и плодотворно развивать не только речь дошкольников, но и способствует пополнению активного словарного запаса, формирует коммуникативную культуру дошкольника.