Чепа Ольга Мухаметовна
Художественная литература как средство воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №126
Чепа Ольга Мухаметовна
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Нет, быть может, дней в нашем детстве,
прожитых с такой полнотой, как дни,
проведенные с любимой книгой».
Марсель Пруст
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.
Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».
Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники — родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом – в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы.
Произведения художественной литературы обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. С помощью них формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Роль сказок, рассказов, стихов как одного из средств воспитания дошкольников неоценима. При работе с художественными произведениями очень важно бережно относиться к сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы литературных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса социализации, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Дошкольный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
Список литературы :
1. Антипова И. А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века / Школьная библиотека. - 2004. - № 1.
2. Лисовский, В. Т. Родители и дети, семейные отношения [Текст] / В. Т. Лисовский. – СПб. : Наука, 2003
3. https://www.bgunb.ru/