Ирина Маматова
Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в России открыто говорится о нравственном кризисе, звучит мысль о вырождении нации. И это не только недостаток чего-то необходимого и желаемого у людей, но и бедность, страдания, несчастья. «Величайшая нужда человечества – нужда души», - утверждает главный редактор христианского журнала «Семя истины». И это не только недостаток чего-то необходимого и желаемого у людей, но и бедность, страдания, несчастья [2, с. 5].
Публикация «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание идёт дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Взрослые должны помочь ребёнку преодолеть внутренне сопротивление в нравственном развитии. Нравственные ценности должны стать частью характера ребёнка. Поэтому важно найти надлежащий путь к сердцу ребёнка, ведь ещё Сенека утверждал, что главное условие нравственности – желание стать нравственным.
Одним из мощных средств педагогического воздействия на ребёнка со стороны семьи и детского сада в процессе его нравственного развития выступает художественная литература. Приобщение к ней как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Кроме того, художественная литература учит не просто усваивать информацию, но и различать нравственные поступки литературных героев, соотнося их со своими собственными. С помощью литературы родители могут научить детей и нравственному мышлению, и нравственной практике [3, с. 66-70].
Нравственное самосовершенствование человека очень активно происходит во время чтения. «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства», - писал К. Г. Паустовский в своей книге «Золотая роза». Ведь творчество настоящего писателя «предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». Но что же может дать пищу воображению? Действительность? Да, в какой-то мере. Но мир книг настолько огромен… Жизнь, описанная в них, столь разнообразна, что нет другого такого могучего источника, питающего собой воображение юного читателя, как книга [2, с. с. 45-47].
Детей дошкольного возраста необходимо учить сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать их, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Благодаря этому, чтение литературы в этом возрасте становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам.
Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Важно не только поучать детей, но также учить их анализу и самоанализу. Ребенок не может быть нравственным, потому что ему посоветовали или приказали быть таким. Родители могут показать учащимся много хороших примеров, чтобы дети сами решили, что им надо благородно поступать. Это и постоянный нравственный выбор, с которым сталкивается Дениска в сборнике рассказов В. Драгунского, и поучительные басни И. А. Крылова, и рассказы для детей К. Д. Ушинского.
Ещё в XIX веке Л. Н. Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».
Сам писатель, создавая свои рассказы, сказки, басни для детей, следовал им неукоснительно. Так, в одной из своих басен отец призывает своих сыновей жить между собой в мире и согласии, приводя пример веник, развязанные прутья которого легко сломать. «Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит», говорит литературный герой словами автора.
Другой пример семейного воспитания ярко прослеживается в «Косточке» (быль). Сюжет этого художественного произведения довольно прост: мальчик взял без спроса сливу и съел её. Мать рассказал об этом отцу, но когда тот спросил о том, кто съел сливу, признания он не получил. Тогда отец сказал, что в сливах есть косточки, и кто проглотит её, через день умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Здесь Л. Н. Толстой затрагивает не только вопросы непослушания или обмана в семье, но также пример мудрого родительского воспитания.
Проявление уважения и терпимости по отношению к окружающим также является важным аспектом содержания духовно-нравственного воспитания. Надо уважать другого человека, и в основе отношений должны быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия – способность понять чувства, мысли, переживания другого. В. А. Сухомлинский расшифровывал это понятие несколько по-другому: «Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека».
Именно так действовал мальчик в рассказе К. Д. Ушинского. Дедушка сильно постарел, он плохо видел и слышал, руки и ноги у него дрожали. Когда он ел, расплёскивал суп. Это не нравилось сыну и невестке, и они решили кормить его из старой деревянной миски. Но однажды мать увидела, как их сын что-то мастерит. Выяснилось, что он делает деревянную коробочку. «Когда вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из неё кормить». Стыдно стало родителям. Недаром говорят, что дети – наши лучшие учителя. В конце рассказа автор приводит нравственное правило: «Уважай старика: сам будешь стар».
Но главным в содержании духовно-нравственного воспитания должно стать ознакомление с золотым правилом нравственности, которое в древности ещё высказал Иисус Христос в нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Библия, Ев. от Матф. 7:12).
Важно помнить, что родители и дети даны друг другу на короткий промежуток времени. Надо ценить это время, бережно и с любовью идти «Вместе по дороге детства». Одной из форм контакта с детьми и будет семейное чтение, благодаря которому можно выйти на истинные ценности семейные и человеческие [1, 30-32].
«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт», - говорит Апостол Павел (2 Кор. 9, 6). Каждая новая страница в книге, затрагивающая вопросы духовно-нравственного воспитания, прочитанная вашим ребёнком, – это доброе семя, брошенное в его душу.
Список литературы :
1. Денисова С. А. родители о детском чтении и роли библиотек/ C. А. Денисова//Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. С. 30-32.
2. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С. Азбука нравственного взросления. СпБ. : Питер, 2007. – 304 с.
3. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребёнка/ Ю. И. Соловьева // Вестник ПСТГУ IV 6: Педагогика. Психология 2005. - №1. - С. 66-74.