Лидия Антоновна
Конспект занятия по ЧХЛ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в тундру» по ненецкой сказке «Кукушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература, для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в тундру».
Цель: познакомить с ненецкой сказкой «Кукушка».
Задачи: Расширение словарного запаса словами, обозначающими названия жилища, одежды народов Севера.
Совершенствовать умение составлять описательные характеристики героев произведения.
Материал: запись «Звуки природы», бумага, краски, кисти.
Публикация «Конспект занятия по ЧХЛ для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в тундру“ по ненецкой сказке „Кукушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Перелетные птицы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Темочки
Предварительная работа: ознакомление с бытом ненцев, условиями жизни, природой Севера. Чтение художественной литературы В. Зотов «Лесная мозаика», В. Бианки «Кукушонок», «Наши птицы», А. Неркаги «Северные повести», Атлас «Наш мир».
Ребята, вы любите путешествовать? (Да).
Хотите совершить необычное путешествие на север нашего края?
Какие народы там живут? (Ханты, манси, чукчи, ненцы).
Чем занимаются мужчины этих народов? (Ловят рыбу, охота, разводят оленей).
Чем занимаются женщины? (Готовят, шьют одежду из оленьих шкур).
Как называется верхняя одежда из шкур, мехом вовнутрь? (Малица).
У нас вами есть дома, из какого материала они сделаны? (Дерево, кирпич).
У народов севера тоже есть дома жилища, как они называются? (Чум).
Из чего ненцы делают свои чумы? (Шкуры).
Почему ненцы делают свои жилища из шкур? (На севере холодно, шкуры теплые не пропускаю холод).
Как вы думаете, на что похож чум? (Шалаш).
Вы очень много знаете, о быте и жителях севера, можно отправляться в путь.
Как же мы попадём на север? (Предположения детей).
Если очень захотеть, то можно попасть туда куда захотите, только нужно закрыть глаза и представить себе то место, куда вы хотите попасть. Давайте встанем в круг, крепко возьмётся за руки, закроем глаза, представим, я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесёмся вместе с вами на далёкий тюменский север (Шум ветра).
Вот мы и на севере, идём по глубоким сугробам (имитация перешагивания сугробов, закрываемся от ветра, дует ветер.
Что вы видите вокруг себя? (Снег, карликовые берёзки).
Ребята, я очень замёрзла, а вы? (Имитация чума).
Смотрите впереди дым, там люди в чуме, давайте зайдём и погреемся у костра (Располагаемся вокруг костра, греются у костра.)
Что вы чувствуете, сидя у костра (Тепло, уют).
Пока мы греемся, я расскажу вам ненецкую сказку, которая называется «Кукушка». Рассказывание сказки.
Какое событие произошло в сказке? (Мама превратилась в кукушку).
Что можно сказать о сыновьях?
Расскажите о маме из сказки.
Как произошло превращение матери в кукушку?
Я коснусь вас волшебной палочкой, и каждый из вас превратится в кукушку, как мама, пока играет музыка, вы летаете, как только музыка закончится, вы превратитесь снова в детей и вернётесь к костру (Звучит музыка, дети летают по группе изображая кукушек).
Что вы почувствовали, когда превратились в кукушку? (Грусть, радость, лёгкость).
Как вы думаете, почему произошла такая история с этой женщиной?
Что чувствовала мать и почему? (Обиду, досаду).
За что были наказаны дети? Почему?
Как объясняют ненцы, появление красного мха?
Понравилась ли вам сказка, почему?
Какая по характеру сказка?
Что бы вы изменили в сказке?
Вот такая история произошла с одной мамой, чему же учит эта сказка?
Наверное, нам пора возвращаться в детский сад. Как мы оказались на севере? (закрыли глаза, волшебная палочка). Вот и сейчас встаём в круг, берёмся за руки, закрываем глаза представляем нашу группу (Шум ветра).
Мы с вами снова в детском саду, где мы были? (В тундре).
Что было необычного в путешествии?
Что больше всего запомнилось?
Давайте мы с вами нарисуем рисунки о нашем путешествии и о сказке «Кукушка», сделаем выставку покажем и расскажем о нашем путешествии родителям (Дети рисуют и оформляется выставка).