Андреева Наталия Викторовна
Уровень развития мелкой моторики как показатель интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты такие психические процессы, как память, мышление, внимание и связная речь.
Публикация «Уровень развития мелкой моторики как показатель интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание речевых зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Как отмечает С. И. Гальперин – этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития кисти руки. К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Доказано, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Действительно, пальцы помогают говорить. Поэтому, развитию мелкой моторики и координации движений рук необходимо уделять особое внимание, так как это является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными и согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы и координации движений. Всё это – основные составляющие овладением письмом.
Итак, приведём пример игр и заданий на развитие мелкой моторики, которые может предложить каждый взрослый своим детям в домашних условиях:
1) рисование красками и раскрашивание картинок – полезно не только рисовать, но и обводить предметы по контурам, проводить линии по точкам и т. д. Очень важно следить за правильной хваткой карандаша или ручки (есть специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры, помогающие правильно расположить пальцы на пишущем предмете);
2) работа с различными рамками и вкладышами – способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
3) изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов; кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка;
4) игры-шнуровки, разнообразное нанизывание на шнурок бусин, макарон или разрезанных трубочек для коктейля;
5) изготовление поделок и аппликаций из бумаги – ребёнок учится правильно и самостоятельно работать с ножницами, клеем и бумагой;
6) мозайка, конструирование из мелких деталей, выкладывание узора из палочек по образцу – способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
7) застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок и липучек; также полезно учить детей развязывать и завязывать узелки, бантики и плести косички – все эти полезные навыки в быту очень хорошо развивают мелкую моторику рук;
8) переборка круп – насыпьте в небольшое блюдце рис, гречку и горох; попросите ребенка перебрать всю крупу по разным блюдечкам; это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук; Кстати, можно рисовать и на подносе, на котором равномерным слоем насыпана любая крупа или песок. Позвольте ребёнку самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку, буквы, фигурки и т. д.
9) лепка из пластилина или теста – с детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку, а для детей школьного возраста будет полезна лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем попробуйте опознать слепленные буквы с закрытыми глазами.
10) сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; попросите ребенка искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Происходит массаж рук, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными; в качестве наполнителя для бассейна полезно использовать песок или различные крупы; Более сложный вариант данной игры – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
11) полезны различные пальчиковые гимнастики, такие как
- «Сорока-сорока.»,
- «Ладушки-ладушки.»,
- «Идет коза рогатая.»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,
- «Этот пальчик дедушка. «и другие.
Уважаемые родители! Наступит время, когда ваш любимый ребёнок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания и не злиться, когда у ребёнка что-то не получается или получается слишком медленно. Вам, как родителям, особое внимание нужно уделять тому, чтобы дети рисовали, лепили из пластилина, писали, работали с ножницами и т. д. Всё это – залог успешного обучения в школе.