Василина Черепанова
Проект по реализации национального компонента Республики Саха (Якутия) в подготовительной группе «Песни и гимны нашей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Хор- важная часть духовно-нравственного и патриотического воспитания детей подготовительной группы детского сада.
«…пение, особенно хоровое,
совместное – это верный показатель здоровья нации.
Народ, воспитанный на одухотворенной песне,
благороден и велик»
Композитор, хормейстер, дирижер, педагог Г. А. Струве
Публикация «Проект по реализации национального компонента Республики Саха (Якутия) в подготовительной группе „Песни и гимны нашей Родины“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Введение. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотизм и гражданственность включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, готовность трудиться во благо своей страны.
Роль песни в патриотическом воспитании особо важна, т. к. это самый доступный и понятный всем поколениям язык, она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Патриотические песни всегда были наиболее популярны, потому что в них любовь и надежды к Родине и пелись они хором, становясь личным переживанием каждого. У этих песен есть характерные особенности: они быстро запоминаются, призывают к борьбе, мелодии всегда решительного или призывного характера со многими повторами. Эти песни мы должны передавать детям, внукам, правнукам.
Актуальность. Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий.
Опираясь на практический опыт работы, мы пришли к выводу, что хоровое пение поможет нам решить вопросы патриотического воспитания в подготовительной к школе группе. Выполнение творческого задания детьми подготовительного к школе возраста и демонстрация результата музыкальной деятельности – объединяет людей в коллектив, развивает коммуникативные способности ребят и культурно обогащает.
Проект «Песни и гимны нашей Родины»
Продолжительность проекта : в течение учебного года октябрь 2022- по май 2023 года.
Тип проекта по содержанию : творческий, познавательный.
Участники проекта : музыкальные руководители, воспитатели групп «Татыйыкчаан» и «Чырыластар», родители.
Цель проекта : привить детям любовь к Отечеству «Малой Родине», воспитать патриотов своего края, создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи:
- формирование духовно-нравственного развития через исполнение гимнов и песен о Родине;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
– личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
– системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
– интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
– ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Педагогическая новизна проекта
Сотрудничество с улусным литературным объединением «Сыккыс»
Методы реализации проекта
-наглядный (рассматривание иллюстраций, фотографий, показ видео по телевизору у главного входа в детский сад);
-словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности, убеждение, поощрение);
-практический (разучивание, повторение, сольное исполнение, в ансамбле и в хоре).
Разнообразие приемов организации:
- слушание;
- интонирование стихов и песен;
- музыкально-исполнительский;
Предполагаемый результат:
- Расширение у детей знаний о Родине, обогащение словарного запаса;
- Развитие у детей чувства патриотизма через хоровое пение;
- Расширение знаний детей о хоровой песне и их исполнителях;
- Знакомство с поэтами районного литературного сообщества «Сыккыс»
- Воспитание у детей устойчивого интереса к патриотической музыке.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Для обогащения развивающей предметно пространственной среды и развития хорового исполнительства работа музыкального руководителя по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию через музыкальное развитие было направлено на:
– подбор и разработку музыкального репертуара для слушания и исполнительства (см. Приложение №1);
– подбор материала о содержании гимнов, патриотических песен, композиторах, поэтах;
– беседу и практические занятия с дошкольниками по теме «Гимны нашей Родины»; «Государственные символы России», «Государственные символы Республики Саха (Якутия, Горного улуса, села Бердигестях» (выявление знаний);
– разработку необходимого материала для тематических занятий, бесед, музыкально-дидактических игр «Угадай мелодию», «Какой гимн звучит», «Какой инструмент прозвучал».
– подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов;
– создание патриотических презентаций и показ видеофильмов;
– использование аудио, видео и фотосистемы, цифровое фортепиано, компьютер, мультимедийная система, музыкальный центр;
– разработку костюмов для хорового номера;
- планирование и разработка мероприятий по сотрудничеству с литературным объединением «Сыккыс» (см. Приложение №2).
2. Практический этап
В практической реализации проекта «Песни и гимны нашей Родины» принимали участие дети подготовительных групп «Чырылас» и «Татыйыкчаан», музыкальный руководитель, родители, воспитатели Софронеева Айталина Прокопьевна, Федотова Ульяна Ивановна, Пахомова Ия Захаровна и другие специалисты детского сада.
Работа с детьми
В рамках проекта «Песни и гимны нашей Родины» дошкольники обогащают свои знания посредством ознакомления с творчеством поэтов и композиторов песенников; разучивают и исполняют вокальные произведения; принимают участие в совместной музыкальной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки, касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, познавательных и творческих процессов у детей.
- Слушание гимна России, Республики Саха Якутия по утрам и после дневного сна.
– Рассматривание государственной символики;
– Уточнение представлений детей о роли патриотической музыки в жизни людей;
– Просмотр обучающих фильмов о хоровом пении (интернет ресурсы) и презентаций;
– Чтение художественной литературы детям, разучивание стихов;
– Разучивание выбранных песен на музыкальном занятии;
– Репетиции, постановка на сцене хоровой песни;
– Составление сценария, фонограммы, положения конкурса внутри детского сада и презентации к проекту.
Работа с педагогами:
– Подготовка необходимого реквизита (элементов костюма);
– Участие в изготовлении афиш конкурса, пригласительных билетов;
– Помощь в подборе репертуара для хорового пения, слушания, театрализации;
– Разучивание текстового материала для пения с детьми;
– Составление патриотической фонотеки в группах;
– Организация музыкальной культурной жизни детского сада;
– Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей на патриотическую тематику.
Взаимодействие с семьей
К организации проекта «Песни и гимны нашей Родины» подключили родителей, как активных соучастников, для оказания разнообразной помощи педагогам:
– Участие в концерте, конкурсах;
– «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии);
– Беседа с родителями и стендовый материал на тему «Влияние патриотической песни на развитие ребенка»
– Творческий вечер «Музыка и поэзия» совместно с литературным объединением «Сыккыс»;
– Создание домашней фонотеки патриотической песни;
– Индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды
– «Аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование).
3. Заключительный этап
В результате проделанной работы состоялся конкурс «Песни и гимны нашей Родины» между детьми подготовительного к школе возраста, в котором приняли участие 42 воспитанника детского сада. Чтобы достойно выступить и ребятам, и музыкальному руководителю, и воспитателям родителям провели объемную работу. В процессе хорового исполнения развиваются не только такие способности, как слух, память, чувство ритма, но и личностные качества ребенка: целеустремленность и взаимовыручка, умение чувствовать окружающих. Каждая группа подготовилась к конкурсу творчески: изготавливают костюмы, готовят торжественную форму.
В результате конкурса определены номинации :
Номинация «Лучшее исполнение гимна России»
Номинация «Лучшее исполнение песни о Республики Саха Якутия»
Номинация «Лучшее исполнение песни о Горном улусе»
Номинация «Самое душевное исполнение»
Номинация «Лучшее исполнение гимна «Кырачаан ымыылар»
Постановка перспективных задач:
– анализ результатов анкетирования и опроса участников проекта;
– продолжать реализацию проекта в 2023-24 учебном году;
– расширение технических возможностей музыкального зала: приобретение микрофонов, динамических декораций, осветительных приборов;
– размещение на сайте детского сада информации о проделанной работе.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенной работы по развитию хорового исполнительства как средства духовно-нравственного и патриотического воспитания детского сада мы пришли к выводу, что проведение систематических занятий и участие в смотре – конкурсах :
- Расширило у детей представление о Родине,
- Способствовало развитию у детей чувства патриотизма
- Обогатило знание о творческих гражданах родного улуса
- Воспитание у детей устойчивого интереса к патриотической музыке.
Список использованной литературы:
1. Ананьева, М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки / М. А. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 301-303. — URL : https://moluch.ru/archive/295/66887/ ( дата обращения: 17.03.2023
2. Гасанов З. Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
3. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.
4. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М. 1973.
5. Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М. : Новая школа, 1996.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/. – 6-е изд., испр. – М. : Издательский центр "Академия", 2006.
7. Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др. -СПб. : Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002.
8. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
9. Полежака С. И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности // Наука – производству. – 2006. – №6. – с. 15 – 16.
10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М. : Педагогика, 1989.
11. Шмелева Л. А., Баймашова С. В., Крючкова Н. П. Патриотическое воспитание дошкольников (Сборник материалов. Часть II)
Приложение 1
В начале и в конце проекта «Песни и гимны нашей Родины» мы провели опрос-анкетирование воспитанников подготовительной группы «Знаешь ли ты гимны своей Родины?» в котором участвовало 20 детей.
Результат опроса мы представили в виде диаграммы (см. Приложение)
Всего в опросе участвовало 20 детей.
Да Нет
1. Надо ли каждому ребенку знать гимн своей страны?
7 13
2. Знаешь ли ты слова гимна нашей страны?
4 16
3. Знаешь ли ты, Кто автор слов гимна РФ 20
4. Кто автор гимна Республики Саха (Якутия? 20
5. Кто автор гимна Горного улуса?
20
6. Слушание и узнавание мелодии гимна
Гимн России 17 3
Гимн Республики Саха 0 20
Гимн Горного улуса 0 20
Опрос, проведенный в конце проекта :
Да Нет
1. Надо ли каждому ребенку знать гимн своей страны?
15 5
2. Знаешь ли ты слова гимна нашей страны?
17 3
3. Знаешь ли ты, Кто автор слов гимна РФ 15 5
4. Кто автор гимна Республики Саха (Якутия? 14 6
5. Кто автор гимна Горного улуса?
13 7
6. Слушание и узнавание мелодии гимна
Гимн России 20 0
Гимн Республики Саха 15 5
Гимн Горного улуса 17 3
Приложение 2
Репертуар гимнов и песен о Родине
1. Гимн Российской Федерации стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана, музыка Александра Александрова. 1990 год
2. Гимн Республики Саха (Якутия) музыка Кирилла Герасимова, слова Саввы Тарасова и Михаила Тимофеева
3. Гимн Горного улуса слова Василий Игнатьевич Николаев, музыка Н. И. Осипова
4. Гимн Детского Сада «Кырачаан ымыылар» Ангелина Захарова тыллара, Люция Бандерова-Айыллаана мелодията
5. «Чырылас» Ангелина Захарова тыллара, Оленов Анатолий мелодията.
6. Ийэ Дойду туьунан ырыа М. Познанаскай тыллара, А. Филиппенко музыката
7. Самая красивая Родина моя. Тамара Бокач
8. Герои-солдаты слова С. Еремеева, музыка М. Еремеевой.
9. Моя Россия музыка Г. Струве, слова Нины Соловьевой.
10. Мин саха уолабын Надежда Макарова тыла уонна мелодията
11. Кыайыы кунэ Н. Макарова тыла, мелодията
Приложение 3
Стихи поэтессы улусного литературного объединения «Сыккыс»
Захаровой Ангелины Николаевны
Гимн «Кырачаан ымыылар»
1. Кырачаан ымыыга
Кырачааннар киирбиппит.
Киистэ, кинигэ туьатын
Куннэтэ туттан билбиппит.
Еруу-уунэ сайда тур
Кырачаан ымыыбыт!
Элбэх билиини биэрбит
О5о-аймах биьигэ!
2. Орто белеххе сылдьан
Онорорбут арааьы
Остуоруйа элбэ5ин
Олус сэргээн истэрбит.
3. Улахан белеххе
Уруьуйга-суоттуурга
Успуорду себулуургэ
Уьуйааммыт уерэтэр.
Чырылас
1. Чугас баар ойуурга
Чааскы курдук уйалаах
Чуут уьун тумустаах
Чырыласчай чыычаах
Чыып-чыып-чып-чып-чыып
Чырыптыыр чыычаах
Чып-чып-чычып-чыып
Чырыптыыр чырылас.
2. Чырыласчай чыычаах
Чээн аата чырылас
Чырыласчай чункуйбат
Чырыптыыртан сылайбат.
3. Чох хара харахтаах
Чобуо да чыычаах
Чээлэй куеххэ, чуумпуга
Чуопчаарда тойуга.
Стихи автора Айталина Олесовой –Айталыына.
«Ийээ!»-диэн тылтан сылаас
Ама туох баарый ордук?
Ийэ-сырдык аанньалбыт,
Ийэ-эрэллээх до5орбут.
* * *
Ыам ыйын куннэрэ ууннулэр
Кун сырдык ута5ар бигэнэн,
Кыс хаарбыт ууллан халыйар
Сир ньуура куе5унэн симэнэр.
* * *
Дьыл кэмнэрэ
Саас
Сааскы халлаан урсунан
Кун мичээрэ кулумнуур,
Кырыа кыьын кыйданан
Кетер-суурэр уердуьэр.
Кэрэ кэммит эргийэн
Кэ5э кыылбыт чоргуйар,
Атан эрэр ньургуьун
Халдьаайыга тэтэрэр.
Урун тууннэ сууланан
Айыл5абыт киэркэйэр,
Алаас-сыьыы ке5ерен
Сибэккинэн симэнэр.
Урэх уута халааннаан
Кытыллары угуттуур,
Суурук устун курулаан
Сааскы кэми уруйдуур!
Куьун кэллэ
Сиккиэр тыаллыын сипсиьэн
Силбик ардах ибиирэр,
Саьарбыт сэбирдэх тэлээрэн
Сирбит ньуурун симиир.
Кемус куьун барахсан
Кемнех сонун бутунэн,
Оргууй а5ай уктэнэн
Тиийэн кэллэ, до5оттоор!
Таптыыбын тыйыс кыьыммын
Тыйыс кыьыны таптыыбын
Сытыы тымныыга куустаран,
Туманы быыьынан суурэрбин,
Силлиэнни кытары сырсарбын.
Угуйа дьиримниир дьукээбил
Харана халлаанна кулумнуур,
Урун хаар ньууругар суьумнаан
Дьэрэкээн оьуорун оонньотор.
Ама ким сэргээбэт буолуо5ай
Кыьыммыт бу кэрэ кестуутун?
Айыл5а анаабыт бэлэ5ин,
Дьикти алыптаах кэмнэрин!
Куерэйбит куммутун баттаьа
Хаамабыт кыьыны кэрэхсии,
Чэбдик салгынтан дуоьуйан,
Дууьалыын чэпчээн, сэгэйэн.