Папки-передвижки

Характерные грамматические ошибки в речи дошкольников

Людмила Карцева
Характерные грамматические ошибки в речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Характерные грамматические ошибки в речи.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

1. Грамматические ошибки в словоизменении (морфологические)

1.1 Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

Публикация «Характерные грамматические ошибки в речи дошкольников» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание

- ов:

Шоферов, шаровар, рейтуз, простынь, рукавов, блюдец.

1.2 Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных:

Гусята, жеребята, львята.

1.3 Склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

1. 4 Употребление несклоняемых имен существительных:

Пальто, кофе, какао, пюре, радио.

1.5 Род существительных, особенно средний:

Печенье, яблоко, колесо, небо, мороженое.

Особое внимание стоит обратить на род следующих существительных:

Жираф (м, зал (м, клавиша (ж, кофе (м, манжета (ж, мышь (ж, овощ (м, оладья (ж, помидор (м, рельс (м).

1. 6 Образование сравнительной степени прилагательных:

-) простым способом при помощи суффиксов –ее (-ей, - е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже.

-) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.

Скажи более точнее. (более тоне или точнее).

Около нашего дома рос самый высочайший или дуб в округе.

Около нашего дома рос самый высокий или высочайший дуб в округе.

1. 6 Ударение при склонении существительных:

-) постоянное ударение: грабли, петля, туфли, ясли.

-) подвижное ударение: волк – волка – волки – волков; простыня – простыни – простыни – простынь – простыням.

-) перенос ударения на предлог: на голову, под гору.

1. 7 Образование сравнительной степени прилагательных:

-) спряжение глаголов хотеть, бежать.

(Одна девочка хочет, а много девочек хотят)

(Что делают спортсмены (бегут, (А этот (бежит).

-) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать.

-) н. в., пр. в., повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками: вытереть, стричь, мазать, махать.

1. 8 Склонение некоторых местоимений числительных:

(«два утенка», двое утят, много утят.)

(«по двух стройся», по двое стройся.)

1. 9 Образование страдательных причастий

«Сломатая»- сломанная,

«сошитая»- сшитая.

2. Грамматические ошибки в словообразовании :

«Вертоплан» - вертолет,

«рогаются» - бодаются,

«насупился» - наелся супа,

«акини» - картины

«плакун» - плакса,

«непоседка» - непоседа.

3. Ошибки в структуре словосочетания.

3.1 В согласовании (род, число, падеж)

Мы отдыхали на озере «Байкале» (Байкал).

На пушистых «веток» ели лежит снег. (ветках).

3. Нарушение управления:

Выполнено согласно «плана» (плану)

Сын решил стать врачом наперекор «желания» матери. (желанию)

Отец понимает сына и радуется «за его успехи» (его успехам)

4. Ошибки в структуре предложения (синтаксические)

Морфологические и синтаксическая сторона речи детей развивается одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда к моменту перехода ребенка в школу. Дети могут опускать и переставлять слова, в предложении, опускать или заменять союзы; они пользуются в основном предложениями. Которые состоят из подлежащего, сказуемого. Дополнения, и очень редко употребляют определения и обстоятельства.

4.1 Ошибки связи между подлежащим исказуемым.

Газета «Аиф» «увеличил» свой тираж. (увеличила)

Ефремова – «хорошая» доктор. (хороший)

4.2 Ошибка в построении предложений с однородными членами (родовое понятие и видовое понятие путается)

«Собака гуляла с тетей Валей, на которую был надет намордник»

Тетя Валя гуляла с собакой, на которую был надет намордник.

«Он любит читать книгу и чистоту» Он любит чтение книг и наводить чистоту.

4.3 Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом:

«Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас»

Когда мы проходили мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас.

4. 4 Предложения с причастными оборотами:

«Дерево, которое наклонилось» Это дерево, наклонившееся.

«Ветер, который воет" Воющий ветер.

«Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшаяся еще утром.»

Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром.

4. 5 Нарушение границ предложения:

«Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошел сильный снег»

Мы не поехали на экскурсию, потому что пошел сильный снег.

4. 6 Нарушение видовременой соотнесенности глаголов в составе предложения:

«Владик кое – как прибил доску и побежал в волейбол»

Владик кое – как прибил доску и побежал играть в волейбол.

4.7 Смешение прямой и косвенной речи :

«Мальчик сказал, что дедушка, давай отпустим Жучку»

Мальчик предложил дедушке отпустить Жучку.

Мальчик сказал: «Дедушка, давай отпустим Жучку.

4.8 Ошибки в построении сложного предложения:

«Все сопровождается картинами природы, что делает Татьяна»

Все, что делает Татьяна, сопровождается картинами природы.

4. 9 Используются разные формы:

«Ручейки воды, стекаемые вниз, меня поразили»

Ручейки воды, стекавшие вниз, меня поразили.

4.10 Союзы (нарушение целостности союза) :

«Вот еще лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»

Вот еще лопнул шар у дяди, потому что нажал сильно.

4.10 Использование местоимений, приводящей к двусмысленности:

«Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встал»

5. Характерные лексические ошибки.

При лексических ошибках нарушается правила лексики, употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы и правил смыслового согласования.

5.1 Употребление слова в несвойственном ему значении.

(смешение слов, которые близки между собой по значению)

«Я поднимаю этот тост» (поднимать – перемещать)

(Я произношу этот тост. / Я поднимаю этот бокал.

(употребление слов, которые близки по звучанию)

Одинарный – ординарный;

Кларнет – корнет;

Эскалатор – экскаватор.

(употребление слов, которые близки и по звучанию и по значению)

Адресанта – адресатом;

Дипломанта – дипломатом.

5.2 Употребление лишнего слова.

Тавтология (плеоназмы).

Плеоназмы – сочетание двух слов, являющихся полностью идентичными.

«Огромный мегаполис» Большой город

(мегаполис – так и переводится, нельзя прибавлять огромный).

Употребление одного и того же слова в рамках одного контекста.

«Видел видео»

«Стрелял стрелами»

«Задала задание»

«Сделал дело»

5.3 Неразличение оттенков в значении синонимов.

«Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий»

(в данном контексте предложения следует употреблять слово «архитектор»)

Содержание.

1. Упражнение на развитие голоса.

1.1Игра «Дождик».

1.2 Игра «Теплоход»

1.3Игра «Шмель»

1.4Игра «За грибами»

1.5Игра «Дом»

2. Артикуляционная гимнастика.

2.1Игра «Лягушка»

2.2Игра «Коровка»

2.3Игра «Достань нос»

2.4Игра «Песенка»

2.5Игра «Заяц»

3. Упражнение на развитие физиологического и речевого дыхания.

3.1Игра «Погуди сильнее»

3.2Игра «Лодочки плывут по озеру»

3.3Игра «Пастушок»

3.4Игра «Волшебные колпачки»

3.5Игра «Покатаем бревнышки»

4. Стихи для умственного развития.

5. Скороговорки.

6. Пословицы.

7. Загадки.

8. Упражнение на установление ассоциативных связей (свободные парные ассоциации)

9. Упражнение на установление ассоциативных дополнений неполных предложений. Игра «Доскажи словечко»

10. Приемы организации словарной работы.

10.1Синонимы

10.2 Антонимы

10.3Многозначные слова

11. Характерные грамматические ошибки в речи.

11.1 Ошибки в словоизменении

11.2 Ошибки в словообразовании

11.3 Ошибки в структуре предложения (синтаксические)

11.4 Лексические ошибки.

Развитие связной речи.

У дошкольников необходимо формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

При описании следует указать признаки предмета, лица, места состояния. А так же ответить на такие вопросы как,

Каков предмет…

Как он выглядит…

Какие признаки для него характерны…

Возможны разные темы для описания: «Описание осени», «Мой любимый человек», «Дождь», «Что за предмет?», «Угадай игрушку», «Кто больше увидит и назовет» и др.

Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Материал: различные игрушки.

Описание: Воспитатель предлагает вниманию детей 3 -4 игрушки. Дети называют их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас будет рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указать на один – два признака. Постепенно их число увеличивают до трех – четырех.

У него на спинке иголки, длинные и колкие, а свернется он в клубок нет ни головы, ни но. (ежик)

Она мяукает, мурлычет, царапается, ловит мышей, играет клубком. (котенок)

Описание явлений природы.

«Описание дождя»

Дождь бывает разный – долгий и короткий, сильный и слабый, холодный и теплый. Дождь бывает летний – от него всем весело, он поднимает настроение, освежает и шумит. Бывает дождь осенний – от него наоборот всем грустно, потому что он долгий, холодный и грустный. А еще бывает весенний дождь, когда он идет, то все радуются, потому что это значит, что зима кончилось и скоро лето.

При повествовании сообщается о последовательности действий или событий. Атак же ответить на вопросы:

Какова последовательность событий (действий…

Что происходило вначале и потом…

Примерные темы для упражнений на повествование: «Разложи картинки», «Что произошло этим утром», «Что делает Наташа», «Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку», «Как котенок потерялся», «Как козленок испугался грома» и др.

Игра «Разложи картинки»

Цель: формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материал: предметные картинки.

Описание: Воспитатель раздает по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушится). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

Игра «Закончи»

Цель: формировать умение логично выстраивать сюжетную линию повествования.

Описание: Воспитатель начинает читать рассказ, дети заканчивают фразы. Ниже приведены возможные варианты текстов.

«Как козленок испугался грома»

Жил – был козленок. Он любил гулять и щипать травку. Один раз он пошел на лужок. Вдруг налетел ветер, загремел гром, полил дождь. Козленок испугался и задрожал. Тут идет девочка с зонтиком. Она увидела козленка и спросила: «Почему ты дрожишь?» Козленок ответил: «Я боюсь грома и дождя» Девочка сказала: «Не бойся! Дождь скоро кончится!» Она укрыла козленка под зонтик.

«Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку»

Папа купил Лене рыбку. Она была желтая, с красным хвостиком и плавала в большой банке. Лена долго любовалась своей рыбкой. Когда она ушла, к столу подкрался кот Васька. Он запрыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку. Кот хотел съесть рыбку. Тут пришла Лена и прогнала кота. На другой день Лена рассказала ребятам в детском саду про свою рыбку: «У меня есть рыбка. Она желтая, а хвостик красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить ее. Я его прогнала.

Текст на повествование.

«Богатый урожай»

В этом году у нас на даче богатый урожай яблок, слив и груш. Мама с бабушкой решили варить компоты и варенья. Я, конечно, им помогаю. Душистые краснобокие яблоки надо помыть, порезать, очистить от семечек. Варенье мы варили в большом медном тазу. Сначала бабушка приготовила сахарный сироп, в него, высыпала порезанные яблоки и сливы, сказала, что так будет вкусней. Тем временем, в большой кастрюле закипел будущий компот из яблок и груш. Мама осторожно помешивает его деревянной ложкой. К вечеру остывшее варенье мы разложили в банки, которые потом переедут в погреб, а компот разлили в банки побольше и закатали крышками. Уставшие мы сели пить чай. Солнце уже садилось, в саду было очень тихо и пусто. Я представила, как зимой мя будем открывать ароматное варенье и душистый компот, вспоминая наш сад, и не стала грустить.

Развитие связанной речи.

При рассуждении следует обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис, объяснить сущность, причины того или иного события. А также ответить на такие вопросы как:

Почему?

В чем причина?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

Как ты думаешь, почему это случилось?

Примерные темы на рассуждение: «Весна в этом году ранняя», «Зимой не собирают ягоды», «Летом не катаются на лыжах», «По какой причине это произошло»

Игра «Учимся рассуждать»

Цель: формировать умение рассуждать.

Описание: Детям предлагаются картинки – небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы)

Воспитатель объясняет, что на этих картинках нарисовано неправильно. Что надо изменить? Почему? Используйте слова «во – первых», «во – вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Дети отвечают.

Материал: раздаточный материал.

Игра «Составь рассуждение»

Цель: формировать умение рассуждать.

Описание: Воспитатель предлагает составить рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используйте для связи предложений слова: «вот потому, потому что, в связи с этим…

Дети выполняют.

Послушайте рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел». Почему?

Игра «Кто больше скажет о профессии?»

Цель: формировать умение соотносить действия людей с их профессией.

Описание: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

Воспитатель: Дети, я работаю в детском саду воспитатель. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать… А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же, например, делает повар?

Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.

Воспитатель: А что делает врач?

Дети: Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, делает лекарство, делает уколы, операции.

Воспитатель: А что делает больной?

Дети: Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.

Воспитатель называет еще профессии: строитель, учитель, сторож, пастух, сапожник, а дети называют действия, характерные для тих профессий.

Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.

Игра «Почему так говорят»

Цель: знакомить с фразеологизмами.

Описание: Воспитатель предлагает детям подумать, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят: «Как гром среди ясного неба». Если человек видит, что будет дождь, гроза, какую он ждет погоду? (Дождливую).

А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную)

Если же случается что – то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: «Как гром среди ясного неба».

Попробуйте объяснить, почему так говорят: «Дрожит как осиновый лист». Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.

Дети отвечают.

Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

Текст рассуждение.

«Времена года»

Времена года это четыре удивительных сезона, каждый неповторим и очарователен по - своему. Пробуждающая живой мир весна, благоухающее лето, грациозная осень и суровая зима. Природа вовсе времена года невероятно красива, словно сказочная принцесса, примеряющая разные одежки.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Беседа с родителями школьников «Как помочь ребёнку не совершать ошибки, чтобы в будущем не сожалеть» Если для взрослого весь мир как на ладони, то для ребёнка это неизведанная гавань, к которой он пытается причалить на этапе формирования.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Ошибки в воспитании…» Никто из нас на родителей не учился, дипломов не имеет, поэтому чаще всего мы воспитываем своих чад по собственному разумению. Нам кажется,.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Лэпбук «Грамматические головоломки» своими рукамиЛэпбук «Грамматические головоломки» своими руками Лэпбук предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы. Цель: сформировать у детей интерес к родному языку,.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характерные грамматические ошибки в речи дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 10:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характерные грамматические ошибки в речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Карцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД