Анастасия Викторовна
Характеристика восприятия и понимания эмоциональных состояний детей как направления эмоционального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение общих закономерностей эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей. В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие объясняется преимущественно с позиции появления новообразований в рамках эмоциональной сферы на определённых возрастных этапах. Значимые новообразования формируются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; становления эмоциональной регуляции общения и поведения; развития эмоционального взаимодействия и социальных эмоций.
Публикация «Характеристика восприятия и понимания эмоциональных состояний детей как направления эмоционального развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В период дошкольного возраста ребёнок начинает отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других. Отсутствие эмоциональной децентрации, эмпатии, эмоциональной саморегуляции к концу старшего дошкольного возраста Г. М. Бреслав рассматривает в качестве наиболее значимого фактора эмоционального неблагополучия дошкольников.
Эмоциям принадлежит важная роль в социальном развитии ребенка. Дети, лишенные нормального эмоционального общения с матерью в младенческом возрасте, имеют нарушения социальных контактов. Р. Г. Уолтерс и Р. Д. Парке, исследуя детерминанты социальной ответственности, сделали вывод, что зрительная стимуляция (выражение лица) играет важную роль в развитии этих факторов. Работа К. М. Вольфа подтвердила мнение о том, что выражение лица как социальный аспект эмоций влияет на развитие социальной ответственности, эмоциональных привязанностей.
Особенности восприятия эмоциональных состояний дошкольников являлись предметом исследования отечественных и зарубежных авторов. Во всех научных работах оценивалось восприятие основных эмоций детей (радость, гнев, печаль, страх, в ряде исследований модальный ряд был расширен до 6 эмоций за счет включения дополнительных модальностей (отвращение, удивление, презрение, спокойствие).
Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития учёными рассматривается становление восприятия и воспроизведения дошкольниками эмоциональных состояний. В рамках отдельных задач экспериментальных исследований (А. М. Щетинина, И. О. Карелина) установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства.
Исследование A. M. Щетининой свидетельствует о наличии стойких возрастных различий в способах восприятия детьми экспрессии и позволяет автору выделить 6 типов восприятия эмоций дошкольниками.
Довербальный. Эмоция не обозначена словами, ее опознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации. Этот тип восприятия является ведущим у 20 % детей 4-5 лет.
Диффузно-аморфный. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, так как эталон выражения эмоций еще не сформирован, его составляющие элементы не дифференцированы. Данный тип восприятия преобладает у 50 % дошкольников 4-5 лет.
Диффузно-локальный. Воспринимая выражение эмоций поверхностно, дети начинают выделять единичный элемент экспрессии (глаза). Такой тип восприятия зафиксирован у 27 % детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование И. О. Карелиной показало, что дошкольники 4-5 лет наиболее успешно ориентируются в мимических признаках эмоций радости и печали, при условии содержательной помощи идентифицируют эмоции гнева и страха, могут выделить причины возникновения основных эмоций человека. В свою очередь, распознавание соответствующей лицевой экспрессии и понимание конкретных жизненных ситуаций, вызывающих появление эмоций, обусловливают рост эмоциональной компетентности детей.
Дети среднего дошкольного возраста могут не только выделить элементы экспрессии радости, печали, гнева, страха и - в единичных случаях - презрения, но и описать воспринимаемые по схемам лица эмоции через конкретные ситуации, что соответствует высокому уровню понимания эмоций («Это бояка. Он всего боится, рот открыл от испуга. Он трус: брови и глаза вытаращил, а рот - овал. Он зовет на помощь»; «Этот гном - злюка. У него злой вид, он на кого-то злится. У него хмурые брови и злые глаза, рот (уголки рта) опущен вниз, он не улыбается»; «Этот хитрит: глаза отвел в сторону, что-то задумал, как я»). Некоторые дошкольники 4-5 лет с высоким уровнем распознавания эмоций могут самостоятельно определяют эмоции изображенных на фотографиях детей, высказывают предположения о причинах возникновения переживаний, например : «У этой девочки радостное лицо. У неё хорошее настроение, она улыбается. Ее кто-то смешит. Ей купили подарок, и она рада»; «Эта девочка злая, она с кем-то ругается, ей это не нравится»; «Эта девочка чего-то испугалась: она кричит, ей страшно, у неё испуганный вид. Кто ей поможет?».
У детей дошкольного возраста доминирует ориентация на мимику как на определяющий компонент экспрессии. В возрасте 4-7 лет особенности перцептивного образа человека в том или ином эмоциональном состоянии определяются общими особенностями детского восприятия и сложившимся у ребенка типом эталона выражения эмоций, а также зависят от воспринимаемых ребенком экспрессивных признаков базовых эмоций и в определенной степени от модальности эмоций, от степени дифференциации и обобщенности экспрессии, от выраженности эмоционального отношения к объекту восприятия.
Тип восприятия эмоций с возрастом совершенствуется: от довербального и диффузно-аморфного с элементами дифференциации единичных признаков экспрессии к аналитико-синтетическому восприятию экспрессии с преобладанием анализа или синтеза. В-третьих, дошкольники распознают схематичные изображения лицевой экспрессии большинства эмоций лучше, в сравнении с их фотографическими аналогами, что объясняется обобщенными изобразительными признаками отображаемых эмоций и уменьшением влияния несущественных элементов в связи, например, с гендерной принадлежностью или другими характеристиками изображенной на фотографии модели.
Кроме того, приводятся данные о том, что дошкольники 4-5 лет способны идентифицировать радость, печаль и гнев независимо от канала презентации эмоции (выражение лица и / или интонация голоса, при этом опознание и понимание указанных эмоций осуществляется успешнее, чем опознание страха и удивления.
В дошкольном возрасте идентификация эмоций - сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания объекта в контексте обобщенных эмоциональных значений - имеет свою специфику и включает следующие компоненты: восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаков определенному эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания, сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию.
Дошкольники 4-5 лет наиболее успешно ориентируются в мимических признаках эмоций радости и печали, при условии содержательной помощи идентифицируют эмоции гнева и страха, могут выделить причины возникновения основных эмоций человека. В свою очередь, распознавание соответствующей лицевой экспрессии и понимание конкретных жизненных ситуаций, вызывающих появление эмоций, обусловливают рост эмоциональной компетентности детей.
В отношении способности к восприятию и воспроизведению детьми эмоциональных состояний считаем правомерным рассматривать её становление в рамках эмоционально-экспрессивного развития дошкольников. В процессе эмоционально-экспрессивного развития комплексно рассматривается становление «эмоционального кодирования», то есть способности трансформировать экспрессивное выражение (изменённое выражение) тех или иных эмоций в контексте социализации дошкольника, и «декодирование эмоций» детьми.
Так, в рамках эмоционально-экспрессивного развития Т. В. Гребенщикова выделяет две ключевые линии. Первую линию эмоционально-экспрессивного развития связывает с закономерными изменениями, происходящими в восприятии, распознании, определении детьми эмоции по экспрессии. Вторая линия определяет изменения, происходящие в воспроизведении детьми различных эмоциональных состояний. Последнее рассматривается автором как один из важнейших элементов социальной перцепции дошкольного периода онтогенеза.
Р. Бак выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которое он определяет, как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Он указывает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживают друг друга: точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. Р. Клиннерт, подчеркивая роль эмоций во взаимной регуляции поведения, вводит понятие «социальной референтности», указывающее на тенденцию человека искать эмоциональную информацию от значимых других и использовать ее для осмысления происходящего.
Дети среднего дошкольного возраста могут не только выделить элементы экспрессии радости, печали, гнева, страха и - в единичных случаях - презрения, но и описать воспринимаемые по схемам лица эмоции через конкретные ситуации, что соответствует высокому уровню понимания эмоций («Это бояка. Он всего боится, рот открыл от испуга. Он трус: брови и глаза вытаращил, а рот - овал. Он зовет на помощь»; «Этот гном - злюка. У него злой вид, он на кого-то злится. У него хмурые брови и злые глаза, рот (уголки рта) опущен вниз, он не улыбается»; «Этот хитрит: глаза отвел в сторону, что-то задумал, как я»). Некоторые дошкольники 4-5 лет с высоким уровнем распознавания эмоций могут самостоятельно определяют эмоции изображенных на фотографиях детей, высказывают предположения о причинах возникновения переживаний, например : «У этой девочки радостное лицо. У неё хорошее настроение, она улыбается. Ее кто-то смешит. Ей купили подарок, и она рада»; «Эта девочка злая, она с кем-то ругается, ей это не нравится»; «Эта девочка чего-то испугалась: она кричит, ей страшно, у неё испуганный вид. Кто ей поможет?».
С появлением эмоционального контроля за аффективным переживанием можно говорить о возникновении собственно эмоциональной жизни ребенка. Являясь наиболее значимым фактором, другой человек и его эмоциональная оценка начинают доминировать в аффективном поле дошкольника, и под влиянием этой доминанты перестраиваются и упорядочиваются все остальные впечатления. Возможность произвольно изменить восприятие интенсивности эмоциональной основы воздействия позволяет активизировать и углубить контакт ребенка с миром.
Возрастает качественное своеобразие эмоциональных переживаний, обусловленное многообразием форм социальных контактов; индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт других людей. «Поведенческий акт ребенка уже становится поступком - действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека». Возникает потребность ребенка в эмоциональном контакте, его поведение организуется эмоциональными реакциями других людей. Таким образом, первоначально чисто функциональная потребность в эмоциональном насыщении, преобразуюсь в стремление дошкольника к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится важным фактором его социального развития.
Основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника :
• во-первых, усложняется ее содержание, складывается общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Формируются четыре группы высших чувств: моральные, эстетические, практические, интеллектуальные. С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания;
• во-вторых, становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств : ребенок усваивает «язык» чувств, учится с помощью взглядов, жестов, мимики, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания; дошкольник может объяснить собственное состояние словами, хотя в этом смысле его возможности ограничены; ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств.
Таким образом, тип восприятия эмоций с возрастом совершенствуется: от до вербального и диффузно-аморфного с элементами дифференциации единичных признаков экспрессии к аналитико-синтетическому восприятию экспрессии с преобладанием анализа или синтеза.
Фундаментом развития эмоциональной сферы ребенка является эмоциональное общение, осуществляемое в контексте гуманистического стиля общения, при котором интересы партнера стоят для участников общения на первом месте. Поскольку гуманистическое общение может рассматриваться как истинно межличностное, то социальное восприятие будет реализовываться за счет механизма эмпатии. В исследовании А. В. Запорожца и М. И. Лисиной прослеживается динамика эмоционального общения детей со взрослыми на протяжении всего периода дошкольного детства:
• сообщение ребенка о собственном эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого и его поддержку;
• обращение за эмоциональной поддержкой в процессе выполнения деятельности;
• сообщения о чувствах симпатии и расположения;
• интимные сообщения ребенка, имеющие отношение к его жизненным интересам, к его личности;
• расспросы о личности взрослого, свидетельствующие об интересе к нему;
• эмоциональные контакты со взрослым, где отношение взрослого к разным объектам является для ребенка своеобразным эталоном, по которому он «проверяет» собственные эмоциональные реакции и оценки.
Таким образом, осознание собственных эмоциональных состояний не приходит к ребенку автоматически: как и все другие аспекты человеческого развития, оно развивается во взаимодействии со взрослыми. Важнейшим инструментом осознания является вербализация. Однако называние может как адекватно отражать состояние ребенка, способствуя осознанию им собственных эмоциональных переживаний, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию дошкольником собственных эмоций. Важным является принятие или неприятие взрослым эмоциональных состояний ребенка. В случае их принятия взрослый признает за ребенком право их испытывать, что в еще большей степени способствует осознанию последним собственных эмоций. Существенным моментом является поддержка эмоциональных состояний дошкольника со стороны взрослого, который признает адекватность либо неадекватность реакции ребенка на определенную ситуацию.
Дошкольники 4-5 лет способны без помощи взрослого способны точно идентифицировать по схеме лица основные модальности: радость, печаль, гнев, страх, проявляя при этом эмоциональное отношение к воспринимаемому изображению лица гнома. Однако при опознании предъявленных в качестве усложнения пиктограмм отвращения и презрения дети допускают так называемые ошибки сходства, отождествляя мимические проявления презрения с радостью, отвращения с гневом.
При дифференциации негативных эмоций дети пятого года жизни обычно допускают ошибки: путают печаль с недовольством, страх с гневом. Ведущим типом восприятия экспрессии у детей этого возраста является диффузно-аморфный тип - поверхностное восприятие выражения эмоции без выделения элементов экспрессии.