Сергей Николаевич Николаев
Характеристика творческого коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика творческого коллектива.
Любительское творческое объединение любого типа – кружок, студия, клуб и т. д., - является коллективом, ибо отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к нему. В центре интересов участников лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала и приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, заложенным в искусстве.
Публикация «Характеристика творческого коллектива» размещена в разделах
Любительский творческий коллектив, как и любой другой, имеет свои особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников. Это подтверждается многочисленными педагогическими, психологическими, социологическими исследованиями. В частности, психолог И. А. Джидарьян пишет: «Коллективы художественной самодеятельности составляют, бесспорно, особый вид творческих коллективов в искусстве. Каким бы высоким ни был уровень художественного мастерства у участников художественной самодеятельности, она продолжает оставаться творчеством любителей искусства, для которых жизнь в искусстве стала внутренней потребностью, как бы второй профессией. Специфика коллективов художественной самодеятельности состоит в том, что они являются творческими коллективами общественного типа, для которых первостепенное значение приобретают педагогические цели и воспитательные задачи» (Джидарьян И. А. Коллективы художественной самодеятельности. В сб. : Коллектив и личность. М., 1975, с. 218-219).
Любительский творческий коллектив – это общественное, добровольное, демократическое объединение, не регламентированное, в отличие от ученического, студенческого, военного и др., законодательными актами. Некоторые любительские коллективы сами разрабатывают и принимают устав, в котором фиксируются основные организационные принципы их взаимоотношений, права и обязанности. Но добровольность подчинения этому уставу означает и добровольность отказа от него, выхода их коллектива. Следует добавить также, что абсолютное большинство коллективов действует без устава, на основании негласных, но внутренне одобряемых и выполняемых нравственно-эстетических норм.
Любительский творческий коллектив – это объединение досугового характера, его работа, реализация стоящих задач осуществляется в условиях свободного времени, и общество не оплачивает эту деятельность. В этом также одна из характерных специфических черт, отличающих любительский коллектив от других.
Следующая особенность в том, что численный состав любительского творческого коллектива может быть различным (от 4-5 человек до 30-40 и более). Разнятся между собой участники также и по возрасту. В этом отличие любительских творческих коллективов от коллективов учащихся или студенческих, которые формируются в основном из лиц одного возраста, имеют единые и общие интересы.
Жизнь творческих коллективов, практика многих их руководителей позволяет утверждать, что они в большинстве своем опираются только на знание узкоспециальных вопросов методики работы с коллективом, разработанной применительно к различным учебным заведениям. Между тем творческий коллектив имеет свои особенности, свои закономерности функционирования, развития и, как следствие, свои особенности педагогического воздействия на участников. Старосты, концертмейстеры, солисты, ведущие музыканты в таком коллективе сочетают в себе черты формальных и неформальных лидеров.
Особенность творческого коллектива связана и с предметом его деятельности – искусством. В ее основе лежит создание художественных ценностей, обогащение духовной культуры новыми образцами творчества.
Однако присущие творческому коллективу особенности не снимают остроту и важность использования его как воспитательный фактор. Он может выполнять свою роль лишь при условии функционирования как единого целого, если каждый участник будет включен в коллективную систему отношений. Это условие вытекает их тех связей, которые устанавливаются между обществом и человеком. Действие общества в области морально-этических, эстетических, правовых, гражданских и других отношений на каждого члена замыкается коллективом. На нем фокусируются вся совокупность существующих духовных отношений, а уже коллектив проецирует их на конкретного человека.
Говоря о становлении творческого коллектива как педагогической системы, нельзя не сказать о том, что к одному из основных внутренних факторов, обеспечивающих воспитательное действие коллектива, относится, безусловно, установление в нем строгих морально-этических норм, наличие здорового общественного мнения, открытых взаимоотношений между участниками. А также между ними и руководителем, то есть наличие в хоре, оркестре, драмкружке подлинно коллективистских этических отношений.
Совместная творческая деятельность, ее организация и достижение определенных положительных результатов немыслимы без соблюдения каждым этических норм, общепринятых в творческих коллективах. Взаимное нравственно-психологическое влияние исполнителей, их взаимозависимость в творческом процессе побуждают постоянно соотносить интересы личные, групповые и всего коллектива. Воспитание же коллективиста – важная задача и функция коллективной деятельности. И к этому у нее есть все предпосылки.
Методы художественного обучения необходимо увязывать с особенностями занятий любительского творческого коллектива. В условиях любительской деятельности процесс обучения усложняется тем, что он ограничен во времени. Администрация клубного учреждения, школы, на базе которых действует коллектив, постоянно «подталкивает» руководителя к выступлению. Ей нужно, чтобы коллектив как можно скорее вышел на сцену, участвовал в массовой и культурно-просветительной работе. Другая причина вызвана тем, что сами участники связывают свои занятия музыкой с выступлением, показом своих художественных способностей со сцены, перед слушателями и, как показывают исследования, не проявляют желания учиться (в обычном понимании).
Поэтому в любительском творчестве нет «ученических» занятий. Здесь сразу же готовятся к выходу на сцену. Весь курс теоретического и практического обучения значительно сокращается и составляет от 5-6 месяцев до 1 года. Участник хочет петь, танцевать, играть, хочет заниматься творчеством. В этом для него радость, смысл участия в общем деле. В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая. Из-за специфики организации работы творческого коллектива, когда приходится одновременно обучать 15-20, а иногда и более человек, наиболее удобна и оправданна в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий.
Эффективная деятельность творческого коллектива может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для любительского художественного творчества, ибо эта задача – важнейшая из его функций. Она определяет его социальную значимость как сферу приложения и развития творческих сил и способностей, как путь формирования гармонически развитой личности.
Николаев Александр Сергеевич
Преподаватель МКУДО «Ордынская ДШИ»