Лучший педагог года

Характеристика творческого коллектива

Сергей Николаевич Николаев
Характеристика творческого коллектива
▼ Скачать +Заказ

Характеристика творческого коллектива.

Любительское творческое объединение любого типа – кружок, студия, клуб и т. д., - является коллективом, ибо отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к нему. В центре интересов участников лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала и приобщении к нравственно-эстетическим ценностям, заложенным в искусстве.

Публикация «Характеристика творческого коллектива» размещена в разделах

Любительский творческий коллектив, как и любой другой, имеет свои особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников. Это подтверждается многочисленными педагогическими, психологическими, социологическими исследованиями. В частности, психолог И. А. Джидарьян пишет: «Коллективы художественной самодеятельности составляют, бесспорно, особый вид творческих коллективов в искусстве. Каким бы высоким ни был уровень художественного мастерства у участников художественной самодеятельности, она продолжает оставаться творчеством любителей искусства, для которых жизнь в искусстве стала внутренней потребностью, как бы второй профессией. Специфика коллективов художественной самодеятельности состоит в том, что они являются творческими коллективами общественного типа, для которых первостепенное значение приобретают педагогические цели и воспитательные задачи» (Джидарьян И. А. Коллективы художественной самодеятельности. В сб. : Коллектив и личность. М., 1975, с. 218-219).

Любительский творческий коллектив – это общественное, добровольное, демократическое объединение, не регламентированное, в отличие от ученического, студенческого, военного и др., законодательными актами. Некоторые любительские коллективы сами разрабатывают и принимают устав, в котором фиксируются основные организационные принципы их взаимоотношений, права и обязанности. Но добровольность подчинения этому уставу означает и добровольность отказа от него, выхода их коллектива. Следует добавить также, что абсолютное большинство коллективов действует без устава, на основании негласных, но внутренне одобряемых и выполняемых нравственно-эстетических норм.

Любительский творческий коллектив – это объединение досугового характера, его работа, реализация стоящих задач осуществляется в условиях свободного времени, и общество не оплачивает эту деятельность. В этом также одна из характерных специфических черт, отличающих любительский коллектив от других.

Следующая особенность в том, что численный состав любительского творческого коллектива может быть различным (от 4-5 человек до 30-40 и более). Разнятся между собой участники также и по возрасту. В этом отличие любительских творческих коллективов от коллективов учащихся или студенческих, которые формируются в основном из лиц одного возраста, имеют единые и общие интересы.

Жизнь творческих коллективов, практика многих их руководителей позволяет утверждать, что они в большинстве своем опираются только на знание узкоспециальных вопросов методики работы с коллективом, разработанной применительно к различным учебным заведениям. Между тем творческий коллектив имеет свои особенности, свои закономерности функционирования, развития и, как следствие, свои особенности педагогического воздействия на участников. Старосты, концертмейстеры, солисты, ведущие музыканты в таком коллективе сочетают в себе черты формальных и неформальных лидеров.

Особенность творческого коллектива связана и с предметом его деятельности – искусством. В ее основе лежит создание художественных ценностей, обогащение духовной культуры новыми образцами творчества.

Однако присущие творческому коллективу особенности не снимают остроту и важность использования его как воспитательный фактор. Он может выполнять свою роль лишь при условии функционирования как единого целого, если каждый участник будет включен в коллективную систему отношений. Это условие вытекает их тех связей, которые устанавливаются между обществом и человеком. Действие общества в области морально-этических, эстетических, правовых, гражданских и других отношений на каждого члена замыкается коллективом. На нем фокусируются вся совокупность существующих духовных отношений, а уже коллектив проецирует их на конкретного человека.

Говоря о становлении творческого коллектива как педагогической системы, нельзя не сказать о том, что к одному из основных внутренних факторов, обеспечивающих воспитательное действие коллектива, относится, безусловно, установление в нем строгих морально-этических норм, наличие здорового общественного мнения, открытых взаимоотношений между участниками. А также между ними и руководителем, то есть наличие в хоре, оркестре, драмкружке подлинно коллективистских этических отношений.

Совместная творческая деятельность, ее организация и достижение определенных положительных результатов немыслимы без соблюдения каждым этических норм, общепринятых в творческих коллективах. Взаимное нравственно-психологическое влияние исполнителей, их взаимозависимость в творческом процессе побуждают постоянно соотносить интересы личные, групповые и всего коллектива. Воспитание же коллективиста – важная задача и функция коллективной деятельности. И к этому у нее есть все предпосылки.

Методы художественного обучения необходимо увязывать с особенностями занятий любительского творческого коллектива. В условиях любительской деятельности процесс обучения усложняется тем, что он ограничен во времени. Администрация клубного учреждения, школы, на базе которых действует коллектив, постоянно «подталкивает» руководителя к выступлению. Ей нужно, чтобы коллектив как можно скорее вышел на сцену, участвовал в массовой и культурно-просветительной работе. Другая причина вызвана тем, что сами участники связывают свои занятия музыкой с выступлением, показом своих художественных способностей со сцены, перед слушателями и, как показывают исследования, не проявляют желания учиться (в обычном понимании).

Поэтому в любительском творчестве нет «ученических» занятий. Здесь сразу же готовятся к выходу на сцену. Весь курс теоретического и практического обучения значительно сокращается и составляет от 5-6 месяцев до 1 года. Участник хочет петь, танцевать, играть, хочет заниматься творчеством. В этом для него радость, смысл участия в общем деле. В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая. Из-за специфики организации работы творческого коллектива, когда приходится одновременно обучать 15-20, а иногда и более человек, наиболее удобна и оправданна в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий.

Эффективная деятельность творческого коллектива может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для любительского художественного творчества, ибо эта задача – важнейшая из его функций. Она определяет его социальную значимость как сферу приложения и развития творческих сил и способностей, как путь формирования гармонически развитой личности.

Николаев Александр Сергеевич

Преподаватель МКУДО «Ордынская ДШИ»

Публикации по теме:

Формирование сплоченного педагогического коллектива в ДОУ Более 25 лет я руковожу детским садом №100 Фрунзенского района. За годы работы мне удалось создать великолепные условия и развивающее пространство.

Формирование творческого хореографического коллектива 1. Актуальность Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека и особенно подростка. Он оказывает влияние на человека в каждый.

Характеристика на дошкольника Характеристика обучающегося МДОУ «детский сад № 15» Общие сведения: ФИО: *** Дата рождения :15 декабря 2015 Адрес регистрации.

Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива. Цели и задачи: сплочение группы, формирование благоприятного психологического климата.

Конспект тренинга «Сплочение педагогического коллектива» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который направлен на сплочение коллектива. Коллектив, в котором.

Логопедическая характеристика Логопедическая характеристика на. Дата рождения: 23.10.2014. В данном учреждение находится с 2017. Речевая среда. Нарушения.

Мероприятие для сплочения коллектива «Профилактика курения и алкоголизма, а также борьба с употреблением психотропных и наркотических веществ" Мероприятие для сплочения коллектива.

Новогодняя вечеринка для педагогического коллектива НОВОГОДНЯЯ ВЕЧЕРИНКА ДЛЯ ПЕД,КОЛЛЕКТИВА (декабрь 2009 г.) Персонажи: сценарий Хотько М. Ю. Ведущая Старуха и Царевна Бабки Ёжки Итальянский.

Тренинг на командообразование и сплочение коллектива Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Тренинг на командообразование и сплочение коллектива.

Тренинг на сплочение коллектива Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика творческого коллектива
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 05:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика творческого коллектива» (включая файлы) размещена пользователем Сергей Николаевич Николаев в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД