Анна Дроздова
Формирование творческого хореографического коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека и особенно подростка. Он оказывает влияние на человека в каждый возрастной период, но подростковый возраст самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности и не мало важно в каком коллективе оказывается подросток
Свои актуальные потребности, такие как принятие его другими, признания его как взрослого и его положительной оценки способностей другими, проблема самооценки и самореализации личности, выражение собственного мнения и демонстрация своих творческих потребностей, подросток может реализовать только в коллективе. Наиболее эффективно эта реализация как и процесс воспитания будет проходить в творческом коллективе,который предоставляет широкие возможности для всесторонней деятельности подростка.
Публикация «Формирование творческого хореографического коллектива» размещена в разделах
Актуальность данной работы обусловлена поиском путей формирования благоприятной среды для формирования и развития творческого коллектива, созданием условий для самореализации и самоактуализации подростка, становлением базисных качеств и свойств личности и интериоризацией в социокультурное пространство, что является важнейшей из задач воспитания и обучения.
2. Цель работы состоит в разработке и исследовании наиболее эффективных методов формирования творческого хореографического коллектива в объединении "Топ-Класс",
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогические источники по проблеме формирования творческого коллектива.
2. Изучить понятие детский творческий коллектив.
3. Выявить приемы формирования детского творческого коллектива и проверить их на практике.
4. Выявить критерии и уровни творческого коллектива.
3. С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом.».
Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Сухомлинский В. А. Лутошкин другие видные педагоги и общественные деятели.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива : систему перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др.
Рассмотрим понятия: коллектив, детский творческий коллектив
- группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно-значимым содержанием социальной деятельности.
Детский творческий коллектив – это группа детей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. в нем создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, творческой деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра, художественно-творческая деятельность и другие аспекты которым необходимо уделять специальное внимание.
В контексте данных исследований, мы будем рассматривать проблемы формирования детского творческого коллектива.
Под руководством педагога детский коллектив становиться особенной средой жизнидеятельности обучающихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества и творчества.
Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны.
В процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.
Выработка потребности к творчеству у членов коллектива создает оптимальные предпосылки для развития творческого коллектива. Чувство принадлежности к коллективу, сознание того, что оценки и суждения личности разделяются другими членами, усиливает его интерес к общему делу, поднимает настроение, эмоциональное состояние.
В течении учебного года был проведен формирующий эксперимент, основной целью которого являлось формирование творческого коллектива в объединении эстрадно-спортивного танца "Топ-Класс" Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей " Центр Гармония" г. Королев М. О.
Дети обучаются хореографическому искусству в объединении ""Топ-Класс", по дополнительной общеразвивающей программе "Эстрадный танец"
Основной целью данной программы является: создание условий для формирования детского творческого коллектива детей на всех этапах развития.
Специфика программы заключается в сочетании комплекса компонентов:
• общепедагогических
• социально-психологических компонентов.
• Художественно-исполнительских компонентов
От качества организованной воспитательной работы, построенной на возрастных особенностях подростков, зависит качество формируемого творческого коллектива, его исполнительский уровень.
Основными задачами в области формирования творческого коллектива являются :
• Формирование интереса к танцевальному искусству (культуре, как средству творческого самовыражения
• развитие коммуникативной культуры подростков
• Развитие художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, способность работать в коллективе)
• Развитие импровизаторских способностей, умения находить оригинальные коллективные решения
• Воспитание чувства толерантности и взаимопомощи;
• Воспитание потребности в саморазвитии;
При решении проблемы формирования творческого сплоченного коллектива, делается опора на следующие принципы:
o - создание, развитие и обогащение социокультурной среды в которой формируется коллектив.
o - творческая самореализация каждого обучающегося как условие развития коллективного творчества.
o - комфортность пребывания ребенка в коллективе
o - учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии.
o - творческий подход к управлению процессом коллективно-творческой деятельности
Важной составляющей программы являются игры и тренинги, которые направлены на повышение уровня сплоченности.
Хореографический коллектив представляет собой собрание индивидуальностей с учетом их танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем хореографического коллектива.
Овладение навыками творческой деятельности - это не только эффективный путь развития творческих способностей участников, но и один из важнейших факторов воспитания трудолюбия, воли, внимания, настойчивости, целеустремленности.
Задача формирования творческого коллектива -это педагогическая задача и культурное явление, отражающее гуманистические ценности современного общества.
Взаимодействие педагога и творческого коллектива в процессе его формирования условно можно разделить на несколько этапов имеющих свои особенности.
1.- На первом этапе формирования творческого коллектива педагог стремиться к созданию мотивационного резонанса
На данном этапе применяются игровые методы, словесные (беседа, лекция, видео метод (просмотр видео, мультимедиа презентации, досуговые и позновательные КТД. Все они направлены на снятие мышечных зажимов, позволяющие также снимать и психическое напряжение, тренинги и игры на развитие взаимодействия и сплоченности, а также применяемые технологии в учебной деятельности позволяют создать благоприятную атмосферу в коллективе избегая ощущения «рутины» в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе.
2- На втором этапе происходит переход к организации деятельности по совместному планированию и поисков способов достижения общей цели.
на данном этапе применяются – организаторские КТД, деловая игра, метод проблемного изложения, тематические задания. Использование данных методов - это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятельности – свободный, целевой выбор участниками коллектива и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения
3- на третьем этапе коллективного взаимодействия является распределение ролей в предстоящей деятельности. Здесь педагогу необходимо выявить индивидуальные способности и склонности каждого обучающегося используя арсенал методов и приемов с целью выявления его индивидуальной неповторимости и его лучших черт для всего остального коллектива. Выявление индивидуальных способностей детей позволяет педагогу наметить перспективу творческого развития коллектива. на данном этапе основные методы, это метод импровизации,художественные и позновательные КТД.
4- На четвертом этапе под влиянием педагогически организованной деятельности, начинает происходить сплочение коллектива. Это создает условия для перехода к уровню автоматизации, который характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне в коллективе выделяется творческая инициативная группа -актив. Именно в этой группе происходят процессы обособления, сплоченности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой перехода к высшему уровню развития коллектива.
Специфика хореографического коллектива сочетает в себе ряд острых и конфликтных моментов, таких как «борьба за первую линию» или «сольную партию», завышенная самооценка своих способностей. Здесь педагогу нужно применять массу приемов для избежания конфликтных ситуаций, простраивать работу в русле корректного регулирования «острых» ситуаций. Здесь применяем спортивные КТД на взаимопотдержку и взаимовыручку.
5- Заключительный этап формирования коллектива связан с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата, рефлексией деятельности. При этом педагогу необходимо акцентировать внимание детей на личном вкладе каждого из участников творческого процесса в общее дело. На данном этапе необходима оценка результативности творческой деятельности, которая может выражаться в оценке (одобрение) значимыми для детей людьми (педагог, родитель, друг) или в участии в социально значимой деятельности, участие в конкурсах и соревнованиях, общественных КТД.
Для повышения самооценки коллектива и анализа и самоанализа собственной деятельности необходимо чтобы дети наглядно видели, наблюдали и отслеживали свою деятельность. Для этого возможно использовать множество приемов, например вести «летопись» событий жизни коллектива, в которой отражаются коллективные достижения детей, доска достижений коллектива «доска почета», регулярный просмотр видеозаписей, фотоматериаллы, буклеты и афиши.
Таким образом тщательно выбираются формы работы для каждого этапа: сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, тренинг, импровизация, творческий проект, конкурс, тематические задания по группам, деловая игра, КТД.
Анализ эффективности методик по формированию творческого коллектива.
С целю анализа эффективности методик применяемых в ходе формирующего эксперимента, был проведен педагогический мониторинг, который был направлен на исследование и фиксацию творческих способностей и уровня сформированности коллектива, динамику его развития. Для исследовательской работы была выбрана группа обучающихся среднего звена. Возраст участников 10 - 15 лет.
План мониторинга.
• Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников в коллективе и фиксирование достигаемых результатов.
• Обобщение результатов.
• Анализ и оценка достигаемых результатов.
Объектом мониторинга являются творческие способности.
Формы проведения мониторинга – наблюдение, беседа с обучающимися, концертные и конкурсные выступления обучающихся, участие в социально значимых мероприятиях и акциях.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.
Оценка сформированности творческого коллектива осуществляется по критериям:
1. Уровень творчества :- артистизм - способность к импровизации.
2. Коммуникативные навыки: - коммуникативная культура при исполнении групповых композиций -коллективное проживание ситуаций успеха и неудач
- конструктивное сотрудничество в творческом процессе
3. Уровень сплоченности:
- успешность решений конфликтных ситуаций-
-согласованность и организованность действий участников деятельности
Мониторинг проведенного нами формирующего эксперемента проходящещего через внедрение и апробацию форм, методов и педагогических технологий таких как: КТД, тренинг,упражнения, игры, интерактивные методы выявил эффективные результаты формирования детского творческого коллектива Используемые формы и приемы позволили сформировать творческий коллектив который характеризуется:
• высоким уровнем творчества (артистизм, умение находить оригинальные решения)
• высоким уровнем коммуникативных навыков, развитым чувства толерантности и взаимопомощи; низким уровнем конфликтности
• сформированностью художественно – образного восприятия и мышления;
• высоким интересом к танцевальному искусству (культуре).
• высоким уровнем потребности в саморазвитии;
• мотивированностью всех участников
• высоким уровнем согласованности и организованности действий участников деятельности
• высокой результативностью
как результативность : Коллектив танца "Топ-Класс" является победителем обладателем гран-при на конкурсах муниципального, регионального федерального и международного уровня.