Получи документы

Характеристика становления звуковой культуры речи у дошкольников

Гурома Виктория Алексеевна
Характеристика становления звуковой культуры речи у дошкольников
▼ Скачать

Звуковая культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает :

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

Публикация «Характеристика становления звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах

воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т,е, специфическое явление устной речи;

формирование выразительности речи – владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:

развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом (4 слайд) :

• правильное произношение звуков,

• правильное произношение слов,

• громкость и скорость речевого высказывания,

• ритм,

• паузы,

• тембр,

• логическое ударение и пр. ,

• нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

• нормальное функционирование слухового аппарата,

• наличие полноценной окружающей речевой среды. (5 слайд)

Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи

• формирования у них правильного звукопроизношения,

• четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

• развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз,

• выработки умеренного темпа речи,

• формирования правильного речевого дыхания,

• формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д. ,

• воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха. (6 слайд)

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

(7 слайд)

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

• интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

• дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). (8 слайд)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов,сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей. (9 слайд)

Используется разнообразный речевой материал:

звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

• специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе. (10 слайд)

Характеристика звуковой культуры речи у дошкольников.

Младшая группа

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков. Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствуют правильному произношению (без смягчения) твердых согласных.

Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более).

Дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки (хотя имеют место пропуски этих звуков, их замены: звук с заменяется звуками ф, т; звук з – звуками в, д; звук ц – звуками ф, т. появляется звук ц. у некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (ш, ж, ч, щ, р, л).

Но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками :

Звук ш – звуками с, ф;

Звук ж – звуками з, в;

Звук ч – звуками ц, ть;

Звук щ – звуками сь, ть.

Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль.

С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно. Например, там, где надо произносить свистящие звуки, дети произносят шипящие («капушта» вместо капуста, «клызовник» вместо крыжовник). Однако такие замены наблюдаются, как правило, в новых, незнакомых словах.

В многосложных словах, особенно со стечение согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их: «пажаста» вместо пожалуйста, «тематура» вместо температура. К концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова.

Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосом: менять его громкость, высоту, изменять темп речи.

Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении своих сверстников.

Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.

Средняя группа.

У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

Ребенок пытается устанавливать сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маши – каша, Зина – корзина. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух и четырехстишия.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение : они правильно произносят шипящие, сонорные звуки, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру. Редко наблюдается пропуск звуков в слове. Дети правильно употребляют в совах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.

Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение отдельных групп звуков. Например, свистящих и шипящих: в одних словах звуки произносятся правильно, в других – неверно.

Иногда дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, коридор и др.). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

В этом возрасте ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.

У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.

К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.

Старшая группа

На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей в этом возрасте только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Дети умеют регулировать силу своего голоса. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь бывает замедленна за счет необоснованных длительных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Более продолжительным становится выдох : на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковое, с, з – межзубное.

Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки р и л. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произношении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка», но почти не встречается ошибок при произношении слов, в которых есть лишь один из этих звуков.

Встречаются дети с ускоренной речью.

У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух. Однако некоторые из них недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие звуки.

Подготовительная к школе группа

Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. Они правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы: умеют регулировать и изменять силу голоса, темп речи в соответствии с содержанием высказывания, пользоваться разными средствами интонационной выразительности.

У детей достаточно развит фонематический слух: они владеют некоторыми навыками звукового анализа слов (умеют выделять звуки в словах, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова).

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых, а также л и р. свистящих и шипящих с-ш, сь- щ, з-ж, ц-ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов.

Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях: работа над формированием правильного звукопроизношения и работа над общими речевыми навыками.

Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

Младший дошкольный возраст

- преодоление общей смягченности произношения;

- воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков : а, у, и, о, э;

- уточнение и закрепление произношения согласных звуков : п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в;

- свистящих звуков – с. з, ц;

- развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

- подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Средний дошкольный возраст

В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Содержанием обучения является

- закрепление произношения гласных и согласных звуков;

- отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р);

- продолжается работа над дикцией;

- продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

Старший дошкольный возраст

Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов.

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з,

с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Подготовительная к школе группа

Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком, определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи, силой голоса, темпом речи.

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах.

На четвертом году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата, работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков.

На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.

На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика становления звуковой культуры речи у дошкольников
Опубликовано: 21 января 2024 в 10:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика становления звуковой культуры речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гурома Виктория Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД